Акцентуации
Страница 1

Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях.

С этой точки зрения одной из наиболее распространенных типологий является теория акцентуации личности.

Акцентуация — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация - это целостная картина личности, это не просто случайный набор качеств. Но говоря об акцентуациях, психологи и даже психиатры не стремятся дать этим картинам оценку. Иметь те или иные акцентуации - не плохо и не хорошо - это просто то, с чем человек родился.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». По К. Леонгарду акцентуации – это индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими.

Высокие показатели по отдельным акцентуациям могут со временем уменьшаться (особенно у взрослых), а могут оставаться практически неизменными на всю жизнь. В целом акцентуации не столь устойчивы, как темперамент, и больше зависят не от особенностей высшей нервной деятельности (хотя и эта связь очень прочно сохраняется), а от особенностей воспитания, общего воздействия среды, микроклимата в семье, школе, социальном окружении и т.д.

В чистом виде свойства конкретных акцентуаций присутствуют в человеке далеко не всегда, могут быть “доминантные” и “субдоминантные” акцентуации, они могут “накладываться” друг на друга.

Акцентуации бывают скрытыми и явными. Скрытые акцентуации сбалансированы и они есть практически у всех людей, и выявляются при помощи тестов и методик. При обострении ситуации скрытая акцентуация проявляется – это крайние варианты нормы. Причем важную роль играет направленность заостренной черты в социально-полезное русло или наоборот.

Распознание типа акцентуации (особенно у подростка) одна из самых важных задач. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации личности.

Акцентуации черт характера могут играть глобальную роль в положительном развитии личности, если их во время распознать и направить в нужное русло. В человеке нет ничего лишнего. В связи с этим мы рассмотрим существующие типы акцентуаций личности по К.Леонгарду и познакомимся с их особенностями.

Страницы: 1 2 3


Стиль руководства трудовым коллективом.
Базовая методика, позволяющая определить стиль руководства трудовым коллективом, была разработана В. П. Захаровым. Мы предлагаем вашему вниманию методику, позволяющую выявить несколько стилей руководства трудовым коллективом. Подробное объяснение порядка проведения тестирования приводится ниже. Порядок проведения тестирования Тест в ...

Особенности перцепции покупателя и продавца. Этапы цикла общения покупателя и продавца.
Акт продажи можно рассматривать как переговоры, встречу, отношение, связь между ее участниками, а следовательно – как деловое общение. Исходя из определения продажи и рассматривая элементы ее процесса, многие авторы выделяют ее этапы: 1. Ведение переговоров – здесь требуется, прежде всего, умение убеждать, аргументированно отвечать на ...

Выявление потребности.
Выявление потребности - важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимы особые психологические качества. Речь идет не только о тем, чтобы внимательно выслушать потенциального покупателя, выбрать манеру поведения и очертить круг вопросов, но также и в том, что продавцу следует вызвать откровенность и отказаться от собств ...

Категории