Заключение
Затронутая в данной работе тема очень обширна и разнообразна. Небольшое количество переводных зарубежных источников по этой проблематике делают теоретические исследования в этой области крайне затруднительными. Поэтому одна из целей данного исследования создать теоретический базис на основе классического психоанализа, поскольку работы З.Фрейда в настоящий момент наиболее доступны и наиболее проработаны в методологическом плане.
Накопленный материал позволит продолжить начатые исследования дальнейшими направлениями которых могут стать следующие.
* Сравнительный анализ взглядов на происхождение и природу религии З.Фрейда с другими представителями психоаналитической традиции К.Юнга и Э.Фромма в первую очередь.
* Более подробный анализ Эго-защит, встречающихся в религиозных феноменах.
* Систематизация видов религий по степени встречающихся в них Эго-защит.
* Анализ клинического материала, содержащего использование пациентами форм магического и религиозного мышления на предмет выявления мотивов предпочтения той или иной религии, учения.
* Построение общей теории эволюции Эго-защит как механизма адаптирующего человека к реальности.
Выводы которые можно сделать в результате исследования таковы:
* З.Фрейд впервые очень полно и исчерпывающе описал природу и причины происхождение религиозного мировосприятия. По его мнению религия представляет собой устойчивое невротическое образование, происхождение которой обуславливается фактом убийства первоотца, возникновением чувства вины и следующей за этим защиты от этого чувства. Увязывая происхождение религии с происхождением невроза. З.Фрейд убедительно показывает тождественность этих явлений и определяет общие механизмы их возникновения. Запреты и ритуалы религии тождественны запретам и ритуалам невротиков.
* В основе зрелой формы религии лежит возвращение людям их первоначального отца и организации новых защит против чувства вины. Вместе с тем важным элементом зрелой религиозной формы является наличие героя-сына, который побеждает отца в борьбе и занимает его место. Параллельно происходит уменьшение чувства первичного всемогущества. Все мировые религии несут в себе все эти элементы.
* Последовательность развития форм религиозного мировосприятия по З.Фрейду выглядит следующим образом.
ТОТЕМИЗМ-АНИМИЗМ-МАТРИАРХАТ-ПОЛИТЕИЗМ-ПАТРИАРХАТ (МОНОТЕИЗМ).
Современные археологические и историко-культурные исследования позволяют говорить о том, что самым первичным культом был культ Богини-матери из которого и произошел тотемизм. Если мы принимаем теорию о тождественности филогенетических фаз развития религиозного мировосприятия, то это выглядит логичным, так как первичный матриархат соответствует фазе нормального симбиоза младенца с матерью и мать выступает, как первый объект. В то время как тотемизм более поздняя стадия, соответствующая стадии триадных отношений индивидуального развития.
* Направление развития человеческого мировосприятия последовательно проходит фазы от беспомощности и иллюзии всемогущества, к чувству реальности и генитальной организации Эго-защит, что на филогенетическом уровне соответствует научному мировосприятию по З.Фрейду.
* Более ранние формы религиозного мышления используют в качестве доминирующих первичные, примитивные защиты. Переход к более сложным формам религиозного мышления приводит к увеличению количества.
Эго-защит высшего порядка.
* Выбор человеком той или иной религии во многом обуславливается уровнем его Эго-защит и происходит по дополнительному (усиливающему уже имеющиеся защиты) принципу. Усложнение уровня психической организации человека может приводить к поиску более “интеллектуальных” религий, или к интересу к тонким философским аспектам выбранной религии. Это положение нуждается в более тщательной экспериментальной проверке.
В заключении хочется добавить, что рассмотренный психоаналитический подход к проблеме возникновения и природы религиозного мировосприятия не может, и не должен быть единственным. Лишь системный анализ феномена религии разнообразными научными дисциплинами может дать целостную картину этого сложного явления. Именно эту мысль и высказал З.Фрейд в своих работах приступая к психоаналитическому исследованию религии.
Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной
отсталостью
Взаимоотношения в семьях, отягощенных проблемами умственно отсталого ребенка, становятся неоднозначными, сложными, в них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой - больным ребенком. Эти взаимоотношения существенно изменяются в процессе взросления ребенка с умственной отсталостью. Для изучения их особенностей были п ...
Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д.), а не к от ...
Значение контекста для толкования жестов.
Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Т.е. если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенн ...