Заключение
Затронутая в данной работе тема очень обширна и разнообразна. Небольшое количество переводных зарубежных источников по этой проблематике делают теоретические исследования в этой области крайне затруднительными. Поэтому одна из целей данного исследования создать теоретический базис на основе классического психоанализа, поскольку работы З.Фрейда в настоящий момент наиболее доступны и наиболее проработаны в методологическом плане.
Накопленный материал позволит продолжить начатые исследования дальнейшими направлениями которых могут стать следующие.
* Сравнительный анализ взглядов на происхождение и природу религии З.Фрейда с другими представителями психоаналитической традиции К.Юнга и Э.Фромма в первую очередь.
* Более подробный анализ Эго-защит, встречающихся в религиозных феноменах.
* Систематизация видов религий по степени встречающихся в них Эго-защит.
* Анализ клинического материала, содержащего использование пациентами форм магического и религиозного мышления на предмет выявления мотивов предпочтения той или иной религии, учения.
* Построение общей теории эволюции Эго-защит как механизма адаптирующего человека к реальности.
Выводы которые можно сделать в результате исследования таковы:
* З.Фрейд впервые очень полно и исчерпывающе описал природу и причины происхождение религиозного мировосприятия. По его мнению религия представляет собой устойчивое невротическое образование, происхождение которой обуславливается фактом убийства первоотца, возникновением чувства вины и следующей за этим защиты от этого чувства. Увязывая происхождение религии с происхождением невроза. З.Фрейд убедительно показывает тождественность этих явлений и определяет общие механизмы их возникновения. Запреты и ритуалы религии тождественны запретам и ритуалам невротиков.
* В основе зрелой формы религии лежит возвращение людям их первоначального отца и организации новых защит против чувства вины. Вместе с тем важным элементом зрелой религиозной формы является наличие героя-сына, который побеждает отца в борьбе и занимает его место. Параллельно происходит уменьшение чувства первичного всемогущества. Все мировые религии несут в себе все эти элементы.
* Последовательность развития форм религиозного мировосприятия по З.Фрейду выглядит следующим образом.
ТОТЕМИЗМ-АНИМИЗМ-МАТРИАРХАТ-ПОЛИТЕИЗМ-ПАТРИАРХАТ (МОНОТЕИЗМ).
Современные археологические и историко-культурные исследования позволяют говорить о том, что самым первичным культом был культ Богини-матери из которого и произошел тотемизм. Если мы принимаем теорию о тождественности филогенетических фаз развития религиозного мировосприятия, то это выглядит логичным, так как первичный матриархат соответствует фазе нормального симбиоза младенца с матерью и мать выступает, как первый объект. В то время как тотемизм более поздняя стадия, соответствующая стадии триадных отношений индивидуального развития.
* Направление развития человеческого мировосприятия последовательно проходит фазы от беспомощности и иллюзии всемогущества, к чувству реальности и генитальной организации Эго-защит, что на филогенетическом уровне соответствует научному мировосприятию по З.Фрейду.
* Более ранние формы религиозного мышления используют в качестве доминирующих первичные, примитивные защиты. Переход к более сложным формам религиозного мышления приводит к увеличению количества.
Эго-защит высшего порядка.
* Выбор человеком той или иной религии во многом обуславливается уровнем его Эго-защит и происходит по дополнительному (усиливающему уже имеющиеся защиты) принципу. Усложнение уровня психической организации человека может приводить к поиску более “интеллектуальных” религий, или к интересу к тонким философским аспектам выбранной религии. Это положение нуждается в более тщательной экспериментальной проверке.
В заключении хочется добавить, что рассмотренный психоаналитический подход к проблеме возникновения и природы религиозного мировосприятия не может, и не должен быть единственным. Лишь системный анализ феномена религии разнообразными научными дисциплинами может дать целостную картину этого сложного явления. Именно эту мысль и высказал З.Фрейд в своих работах приступая к психоаналитическому исследованию религии.
Исследование личности
При любом заболевании страдает не только отдельный орган, определенная система, но и обязательно личность в целом, ибо организм и личность едины. Количественное и качественное изменение личности наряду с физиогенными причинами обусловлено и жизненными воздействиями, в том числе неблагоприятными биологическими и социальными факторами.
П ...
Активное наступление сна или лишение бодрствования?
Уже в самых ранних исследованиях механизмов сна четко намечаются две основные точки зрения на эту проблему. Первая — сон возникает в результате активного процесса, возбуждения определенных структур («центров сна»), которое вызывает общее снижение функций организма (активные теории сна). Вторая - это пассивные теории сна, или теории деаф ...
Практическое исследование и анализ полученных результатов. Цель,
задачи, гипотеза и методики исследования
Цель и задачи исследования:
цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследов ...