Заключение

Затронутая в данной работе тема очень обширна и разнообразна. Небольшое количество переводных зарубежных источников по этой проблематике делают теоретические исследования в этой области крайне затруднительными. Поэтому одна из целей данного исследования создать теоретический базис на основе классического психоанализа, поскольку работы З.Фрейда в настоящий момент наиболее доступны и наиболее проработаны в методологическом плане.

Накопленный материал позволит продолжить начатые исследования дальнейшими направлениями которых могут стать следующие.

* Сравнительный анализ взглядов на происхождение и природу религии З.Фрейда с другими представителями психоаналитической традиции К.Юнга и Э.Фромма в первую очередь.

* Более подробный анализ Эго-защит, встречающихся в религиозных феноменах.

* Систематизация видов религий по степени встречающихся в них Эго-защит.

* Анализ клинического материала, содержащего использование пациентами форм магического и религиозного мышления на предмет выявления мотивов предпочтения той или иной религии, учения.

* Построение общей теории эволюции Эго-защит как механизма адаптирующего человека к реальности.

Выводы которые можно сделать в результате исследования таковы:

* З.Фрейд впервые очень полно и исчерпывающе описал природу и причины происхождение религиозного мировосприятия. По его мнению религия представляет собой устойчивое невротическое образование, происхождение которой обуславливается фактом убийства первоотца, возникновением чувства вины и следующей за этим защиты от этого чувства. Увязывая происхождение религии с происхождением невроза. З.Фрейд убедительно показывает тождественность этих явлений и определяет общие механизмы их возникновения. Запреты и ритуалы религии тождественны запретам и ритуалам невротиков.

* В основе зрелой формы религии лежит возвращение людям их первоначального отца и организации новых защит против чувства вины. Вместе с тем важным элементом зрелой религиозной формы является наличие героя-сына, который побеждает отца в борьбе и занимает его место. Параллельно происходит уменьшение чувства первичного всемогущества. Все мировые религии несут в себе все эти элементы.

* Последовательность развития форм религиозного мировосприятия по З.Фрейду выглядит следующим образом.

ТОТЕМИЗМ-АНИМИЗМ-МАТРИАРХАТ-ПОЛИТЕИЗМ-ПАТРИАРХАТ (МОНОТЕИЗМ).

Современные археологические и историко-культурные исследования позволяют говорить о том, что самым первичным культом был культ Богини-матери из которого и произошел тотемизм. Если мы принимаем теорию о тождественности филогенетических фаз развития религиозного мировосприятия, то это выглядит логичным, так как первичный матриархат соответствует фазе нормального симбиоза младенца с матерью и мать выступает, как первый объект. В то время как тотемизм более поздняя стадия, соответствующая стадии триадных отношений индивидуального развития.

* Направление развития человеческого мировосприятия последовательно проходит фазы от беспомощности и иллюзии всемогущества, к чувству реальности и генитальной организации Эго-защит, что на филогенетическом уровне соответствует научному мировосприятию по З.Фрейду.

* Более ранние формы религиозного мышления используют в качестве доминирующих первичные, примитивные защиты. Переход к более сложным формам религиозного мышления приводит к увеличению количества.

Эго-защит высшего порядка.

* Выбор человеком той или иной религии во многом обуславливается уровнем его Эго-защит и происходит по дополнительному (усиливающему уже имеющиеся защиты) принципу. Усложнение уровня психической организации человека может приводить к поиску более “интеллектуальных” религий, или к интересу к тонким философским аспектам выбранной религии. Это положение нуждается в более тщательной экспериментальной проверке.

В заключении хочется добавить, что рассмотренный психоаналитический подход к проблеме возникновения и природы религиозного мировосприятия не может, и не должен быть единственным. Лишь системный анализ феномена религии разнообразными научными дисциплинами может дать целостную картину этого сложного явления. Именно эту мысль и высказал З.Фрейд в своих работах приступая к психоаналитическому исследованию религии.


Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
В первых 2-х вводных главах мы рассматривали самооценку с точки зрения структуры и факторов, оказывающих влияние на её формирование. В данной главе основное внимание мы сосредоточим на возможных способах преодоления заниженной самооценки, а именно: использование защитных механизмов, методик самосовершенствования, изменение отношения к с ...

Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития
К возникновению проблем в личностном развитии, трудностей в общении и поведении приводит целый ряд причин социального характера. Важнейшей из них принято считать неблагоприятные условия семейного воспитания, которые способны оказывать негативное воздействие на формирование личности ребенка, особенно если оно оказывает влияние на протяже ...

Виды афазий
1. Сенсорная афазия - форма афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав слова. Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора ( ...

Категории