Психология » Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера » Теоретические аспекты. Обзор литературных источников

Теоретические аспекты. Обзор литературных источников
Страница 1

С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих.

Автор теста - швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле (Швейцария) в 1923 году. Его отец, доктор математики А. Люшер, был сотрудником Леопольда Зонди. Тест создавался в 1947-49 годах (Максу Люшеру в это время было соответственно 24 - 26 лет). Первая публикация с описанием теста Люшера вышла в 1948 году. В 1949 году М. Люшер защитил докторскую диссертацию по философии и психологии. Очень быстро тест получает широкое распространение в странах западной Европы и в США. Макса Люшера приглашали читать курсы лекций в лучших университетах Европы. В 1966 году он вновь возвращается на постоянное место жительства в Швейцарию. В средине семидесятых прошлого столетия тест Люшера появился и в Советском Союзе. Сначала только в Ленинграде, Москве и Новосибирске [15].

В настоящее время преобладает осторожное отношение к цветовому тесту Люшера (ЦТЛ). Основным объектом критики является теоретическая часть методики. По мнению критиков ЦТЛ недостает "строгой научности". В этом упрекает М. Люшера R. Meili (1960), считающий, что необходимым условием использования ЦТЛ на практике является тщательная научная разработка его основ. J. De Leeuw (1957) оценил теорию Люшера, как "неприемлемую", но отметил, что эмпирические данные, полученные с помощью ЦТЛ в работах W. Furrer (1953) представляются ценными и интересными. C. M. Braun, J. L. Bosta (1979) однозначно жестко оценивают цветовой тест Люшера, как неадекватный диагностический инструмент [1].

В ряде других работ (C. Freuch, B. Alexander - 1972; M. A. Pollatschek - 1977; L. V. Corotto - 1980; B. J. Levy - 1984), наоборот, указывается на то, что с помощью цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы [1].

Исследования L. Steide при проверке теста на валидность в случае цветовой слепоты показали, что инстинктивная реакция на цвет в терминах контраста делает Люшер-тест валидным даже в случае цветовой слепоты [20]. Проверку действенности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание [7].

Исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н.К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе данного теста - методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А.М. Эткинд, 1980). Исследования Н.Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке цветового теста Люшера (8-цветный вариант). По мнению этого исследователя, тест "запускает" нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния [16].

Страницы: 1 2


Направленность личности и специальные особенности
Интересы учащегося разнообразные, но есть и общее направление – это информационные технологии. Увлекается компьютерами, их устройством и программным обеспечением, рядом с кибернетикой его также интересуют вопросы экономики. Настольной книгой считает: «Богатый папа, бедный папа», где раскрываются секреты успеха миллионеров. Логическим п ...

Общение как взаимодействие
Анализ общения как взаимодействияпредставляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприяти ...

Реклама как одно из средств агрессивного поведения
Реальность СМИ, воспринимаемая зрителем, в особенности телевидение и кино в Соединенных Штатах, довольно жестока. Приблизительно в 60% американских телепрограмм и 90% телефильмов встречаются сцены драк и насилия (National Television Violence Study, 2007). В телевизионных программах США показывают 5 актов насилия в час в вечернее время и ...

Категории