Психология » Особенности личности подростков с аддиктивным поведением » Понятие и типология девиантного поведения

Понятие и типология девиантного поведения
Страница 1

Обычно под девиантным поведением понимают неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других [16; с.257].

Следует отметить, что уже в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в профилактике девиантного поведения, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. В своей опытно-экспериментальной работе они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с подростками, в том числе с трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал ее в открытом социуме по месту работы, а А.С. Макаренко - в детской колонии.

В это же время в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложена основа возрастной психологии, позволяющая понять особенности психологического развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития.

Проблемы педагогической запущенности учащихся исследовались специальной лабораторией в Академии педагогических наук, возглавляемой М.А. Алемаскиным, позже - Лабораторией коррекционной педагогики под руководством Г.Ф. Кумариной; над этой проблемой активно работали отдельные вузовские кафедры педагогики и психологии: в Коломне - под руководством И.П. Башкатова, в Перми - А.С. Новоселовой, в Воронеже - И.Ф. Мягкова.

Исключительная заслуга в Беларуси в изучении психологических и психиатрических аспектов девиантного поведения принадлежит Кондрашенко В.Т.

Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди молодых людей довольно часто. Характер нарушений поведения может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях игнорировании существующих требований и порядка, пьянстве, сексуальных девиациях, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового человека. Ответить на этот вопрос однозначно бывает довольно трудно.

Главная сложность проблемы заключается в том, что она стоит на стыке многих наук: социологии, психиатрии, психологии, педагогики, философии, права, каждая из которых имеет свои подходы к ее изучению, свою терминологию.

Прежде всего, наблюдается разночтение в интерпретации понятий, отсутствует единое понимание соответствующей терминологии. Наряду с понятиями социальные отклонения, девиантное, отклоняющееся поведение, в литературе используются такие категории и словосочетания, как нарушение поведения, делинквентное, аномальное, патологическое и даже незаконное поведение. В психолого-педагогической литературе также используется такая категория, как трудный воспитанник.

П.П.Блонский считал, что с объективной точки зрения, трудный ученик - такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной [6; с.59].

Данная позиция была конкретизирована А.С. Макаренко, который к числу основных признаков таких воспитанников относил сопротивление воспитанию, неприятие общепринятых воспитательных воздействий, более или менее негативную реакцию на них [19; с.35].

А.Е. Личко к делинквентному поведению относит широкий круг антиобщественных форм поведения и противоправных действий, включая прогулы, мелкое воровство, хулиганские действия, угон транспортных средств и т.д. [18; с. 25].

Страницы: 1 2 3 4


Ситуационные подходы к эффективному лидерству
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами усп ...

Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подав ...

Акцентуации
Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его п ...

Категории