Особенности неполной семьи
Страница 1

Начнем рассмотрения особенностей неполной семьи с того, что дадим определение понятию «неполная семья».

По мнению В.М. Целуйко, неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с.98]. Ремонт холодильников Киев вот здесь - отличное решение.

В.М. Целуйко уточняет, что есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой семье двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами [Целуйко В.М. Психология современной семьи, с. 105].

Данного определения неполной семьи придерживается И.В. Гребенников, который также считает, что «неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми» [Семейное воспитание, с. 153].

Другими словами, главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка).

Неполные семьи возникают в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно, выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 106].

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого тина.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 107].

Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 108].

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка. Оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений [Крюкова Т.Л., с. 96].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Неравномерность психического развития и ее причины
Акселерация – ускоренный темп развития: 1)физическая (причины – усиление солнечной радиации, улучшение медиц.обслуживания, миграция населения) 2)физиологическая – ускоренный темп созревания и омоложение болезней (причины – изм.хар-ра питания, усиление солн.активности, экология, урбанизация). 3)психологическая 4)одаренность Отстающе ...

Что провоцирует стресс?
Люди испытывают стресс и от ситуаций, которые объективно не могут быть признаны стрессовыми, - ситуаций, провоцирующих неосознанный стресс. Такой стресс может проявляться в различных формах. ФОРМА 1: ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВЫЧНЫХ СИТУАЦИЙ Конечно, серьезные события вызывают объективный стресс: рождение ребенка, уход на новую работу, смена кварт ...

Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идент ...

Категории