Особенности неполной семьи
Страница 6

Кроме того, в отсутствие отца ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола, и тогда мальчик невольно перенимает женские черты. В результате его психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено (А.И. Захаров), что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях [Немировский К.Е., с. 52]. Купить в бронницах тротуарную плитку - бетон в бронницах купить www.bordur-trotuar.ru.

А.С. Спиваковская выделяет три типа семейного воспитания детей без отца, которые формируют определенные представления о мужчине:

1) первый тип. Мать не упоминает об отце, как будто его не было. Такой подход может быть целесообразным лишь в ситуации, если ребенок действительно не знал отца. Однако и в этом случае ребенку следует дать необходимые пояснения в доступной форме, учитывая его возраст, психологические особенности и социальное окружение. Но если дети до развода воспитывались отцом, то отсутствие информации о нем отрицательно сказывается на их психическом развитии;

2) второй тип. Попытки матери обесценить отца, вычеркнуть из детской памяти даже самые незначительные положительные воспоминания о нем. Негативная характеристика отца не может положительно сказаться на психологическом состоянии ребенка, особенно если у него остались только теплые воспоминания об отце и чувство любви к нему. У девочки недоверие к отцу иногда приводит к недоверию ко всем мужчинам. Впоследствии девушка с такими взглядами сталкивается с трудностями при выборе партнера и создании семьи. Несправедливые высказывания об отце часто оборачиваются негативной стороной и по отношению к матери. В результате возникают глубокие внутренние конфликты, нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим в неполной семье;

3) третий тип связан с созданием у детей представлений об отце как о человеке, у которого есть определенные достоинства и недостатки. Это самый трудный подход в воспитании, который может выбрать мать, так как требует от нее мудрости, терпения и самоконтроля. Однако он наиболее эффективный и психологически оправданный [Спиваковская А.С., с. 125].

Итак, для полноценного развития детям необходимо видеть перед собой пример добрых, уважительных взаимоотношений между обоими родителями. Причем роль каждого взрослого в этом взаимодействии различна: мать обеспечивает базовое доверие к миру, отец - связь с этим миром. Отсутствие такого примера, бесспорно, оказывает влияние на развитие личности ребенка в целом. Часто это приводит к нарушениям детской психики: чрезмерной пассивности или повышенной возбудимости, нарушению сна и др. У многих детей формируется заниженная самооценка. Эмоциональная нестабильность, отсутствие отца как образца идентификации, отклонения от нормы с точки зрения социальных ожиданий приводят к нарушениям в развитии самосознания ребенка.

Таким образом, анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил нам сделать следующие выводы.

Представления ребенка о роли мужчины в семье проявляются, закрепляются и корректируются в процессе жизнедеятельности.

Семья является для ребенка самым важным и влиятельным фактором социализации. Каждый тип семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Структура неполной семьи (родитель и ребенок) оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а также, к различным отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. У детей закрепляются модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляют низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Влияние стресса на поведение и деятельность человека
Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, устало ...

Модели поведения в межличностной ситуации.
К Роджерс и Г.Портер различают 5 видов поведения, к которым Ж.Шандезон и А.Лансестр добавляют шестой, названный поведением отказа. 1. Помощь и поддержка - подобным поведением продавец стремится успокоить собеседника, помочь ему в ситуации выбора, рассеять сомнение или сломить последнее противоречие. Подобное поведение создает зависимос ...

Все о всем!
Если есть великое благо, которое предназначено для всех, но — увы — известно очень немногим, то разве не великий и не непременный долг для посвященных ознакомить с ним возможно большее число людей? Ведь каждый может испытать на себе неисчислимую пользу метода Эмиля Куэ. Исцелять страдания — само по себе уже великое дело. Но насколько ц ...

Категории