Когнитивная школа психологии.

Несколько иную методику преодоления заниженной самооценки предлагает когнитивная школа психологии, в частности, терапевтические разработки Джорджа Келли. Его метод целиком связан с его концепцией природы и поведения человека.

Когнитивное направление психологии подчеркивает влияние мыслительных процессов на поведение человека. Человек здесь рассматривается как ученый, который постоянно высказывает и проверяет свои гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий. Соответственно, восприятие мира и себя основывается на своих моделях или конструктах. Эти конструкты сугубо индивидуальны и личностны. Поэтому методика когнитивных психологов, прежде всего, касается изменения ошибочных внутренних конструктов и предполагает создание здоровой внутренней конструктной системы. Главная задача при этом: увеличить прогностическую эффективность этих конструктов. Келли для этого создал оригинальную методику – терапию фиксированной роли. Методика, как и при репетиции поведения, заключается в изменении внешнего поведения, хотя преследуется уже другая цель. Если там главной задачей являлось формирование навыков поведения, то здесь на первый план выходит работа над конструктной системой человека.

Методика терапии фиксированной роли заключается в следующем:

1.

Пациент пишет очерк самохарактеристики в третьем лице. Ему необходимо описать себя со стороны, так как мог бы описать друг, знающий его близко.

2.

Написанный очерк самохарактеристики тщательно исследуется, и выявляются конструкты, которые он использует в интерпретации себя и своих отношений с другими.

3.

Пишется очерк фиксированной роли. Этот очерк составляется уже терапевтом с учетом того, что написал клиент в отчете самохарактеристики. В отчете вымышленная личность получает или наделяется конструктной системой, которая будет терапевтически полезна клиенту, и клиенту предлагается “сыграть” роль человека, описанного в очерке фиксированной роли. Для этого ему необходимо читать данный ему очерк не менее 3-х раз в день и думать, действовать, говорить и быть похожим на описанного человека. Цель – побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт и свои конструкты, чтобы он смог лучше и эффективнее извлекать из них уроки. Играя новую роль, человек меняется, как на уровне внутреннего мышления, т.е. конструкт, так и на уровне внешнего поведения.

Необходимо отметить, что эта методика не всегда эффективна.


Взаимосвязь эффективной системы управления персоналом
Для изучения и диагностики обозначенной нами проблемы нами использовался комплекс методик, включающий в себя различные каналы получения информации: наблюдение, анкетирование, метод шкалирования, проективные методики «незаконченное предложение», методика диагностики условий труда, опросник мотивационных источников (MSI). Исследование пр ...

Психология общения
Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумно заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, м ...

Знак «V».
Этот знак очень популярен в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании, где он имеет оскорбительное значение. Уинстон Черчилль использовал его виде символа победы (victory – «победа») во время второй мировой войны, но при этом он держал ладонь повернутой от собеседника. Если же ладонь повернута к собеседнику, то этот жест приобретает ос ...

Категории