Особенности неполной семьи
Страница 3

Многочисленные данные, полученные психологами за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности.

Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. Они отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым бывает заикание [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 128].

Установлено (Т.В. Корнеева, Л. Прокофьева), что дети из неполных семей пассивны, не стремятся к положительной оценке своих умений. Подобные реакции относятся к социально нежелательным, так как могут привести к отказу от всяких попыток добиваться реализации притязаний на признание в учебной, спортивной и других видах деятельности [Корнеева Т.В., с. 5].

По данным педиатров, дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. Это связано с низкой медицинской активностью родителя. В неполной семье вся нагрузка о материальной стороне благополучия семьи ложится на мать или отца, что часто идет в ущерб обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Порой родителю просто не хватает времени обратиться к врачам в случае болезни детей, и даже увидеть симптомы неблагополучия в здоровье ребенка.

Медики также отмечают значимые различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной семьей. Так, в неполных семьях более высока частота наличия вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Исследования врачей (М.М. Балыгин) показали, что из четырех компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем - физическое и психическое [Немировский К.Е., с. 51].

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами.

Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 126].

Бывает и так, что мать решает «слепить» из сына идеального (по ее представлениям) мужчину. Она разрабатывает для него непосильную программу действий, в которую входят занятия и музыкой, и языком, и фигурным катанием, и танцами. Интересы, желания и возможности ребенка при этом не учитываются. Иногда у него просто не хватает сил для осуществления ее программы, и тогда может наступить нервный срыв [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 128].

Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой») приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже в раннем детстве он начинает эксплуатировать ее в личных корыстных целях, используя и материнскую любовь, и страхи, и самопожертвование. Подобный стиль отношений он по привычке переносит и на других людей: родственников, знакомых, сверстников, из-за чего постоянно конфликтует с ними. Получая отпор со стороны тех, кто не желает подчиняться его капризам, сын еще больше подавляет мать своими требованиями и неуемными желаниями. Так он привыкает потреблять, ничего не предлагая взамен, становится эмоционально холодным и жестоким по отношению и к другим людям, и к матери [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 128].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Этика делового общения
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Этику делового общения следует учитывать в различных е ...

Природа и сущность конфликта. Понятие и основные виды конфликта
Понятие "конфликт" является одновременно научным и обыденным. В обыденной речи оно используется в различных контекстах и даже метафорически. Можно привести пример о конфликте цветов, взглядов и пр. в науке понятие конфликта так же применяется очень широко, получая в различных сферах разнообразные толкования и трактовки[30, с.6 ...

Значение НЛП в работе
Успех приходит изнутри. Наш успех зависит от нашей способности добиваться совершенства во всем, что мы делаем. НЛП позволяет кодировать мастерство и улучшать его так, чтобы вы могли точно определить, что является действительно эффективным для вас, в вашем окружении и с вашими навыками. НЛП может помочь: Учиться более успешно - справл ...

Категории