Процесс и концепции обучения
Страница 2

В учебном процессе по ходу усвоения учебного материала и накопления опыта учебно-познавательной деятельности происходит переход от количественных изменений в составе и содержании учебной деятельности к её качественному преобразованию. Переход от количественного накопление знаний к качественному преобразованию состояния готовности ученика решать учебные задачи на новом уровне сложности, в новых ситуациях и есть цикличное обучение.

Между циклами существуют определённые взаимные интервалы. Движение от одного интервала к другому есть своеобразный скачок обучения. Это новое состояние ученика как субъекта обучения и как личности в целом. Результат отдельных циклов - это макрорезультат учения, те качественные изменения, которые произошли в ученике. Основными показателями циклов учебного процесса являются - цель, средства и результат.

Третий общий момент всех видов обучения - это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нём чётко просматриваются[42]:

анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие её учащимися;

планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели;

исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;

организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

подготовка и работа учащихся вне школы.

Иными словами, осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

образовательная - чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков;

воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования - вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.

Страницы: 1 2 


Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ)
Академик Б.М. Кедров, разрабатывая модель познавательно- психологического "механизма" научного открытия, ввел понятие "барьера" (познавательно-психологический барьер - ППБ). Этот барьер на первом этапе своего возникновения и функционирования выполняет позитивную роль: он помогает полнее исчерпать возможности достигну ...

Психологические признаки стресса
Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса: Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возб ...

Что же такое коллективное бессознательное?
Юнг характеризует его как такую психическую систему, которая имеет "коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов", Юнг выделяет такие его особенности: 1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности; 2) оно не основано на личном опыте и не развивает ...

Категории