Психология » Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии » Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии. Кататимно-имагинативная терапия как

Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии. Кататимно-имагинативная терапия как
Страница 1

Кататимно-имагинативная терапия (К.и.т.) в нашей стране известна как символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядным бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношение переноса и сопротивление. Символдрамы способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. Поэтому на практике символдрама исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

История создания метода восходит к 1948 году. Первые эксперименты были проведены в 1932 г. профессором Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Суть этих экспериментов заключалась в использовании представления образов в психотерапевтических целях. Этими исследованиями заинтересовался выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996), который в последующем и основал символдраму. Он стремился показать важную область психических отражений бессознательных мотивов на таком уровне, который был бы признан в научных кругах. Спустя 6 лет, в 1954 г., многолетние системные эксперименты Лёйнера со сновидениями наяву нашли отражение в его методе – названым "Экспериментальным Кататимным переживанием образов" (ЭКПО).

Основные положения, метод и результаты психотерапии с использованием Кататимного переживания образов были широко освещены в 1955 г. в публикациях под названием "Клинический метод психотерапии". Хотя техника эксперимента скорее мешала осуществлению общего плана терапии, постепенно все же становилось ясно, что свободное развитие возникающих при этом спонтанных эмоций и аффектов и зависящего от них творческого представления образов оказывается гораздо более плодотворным для психотерапевтического процесса. Поэтому с 1964 года Ханскарл Лёйнер переименовал метод просто в "Кататимное переживание образов" (КПО), а позднее как "символдрама".

В англоязычной литературе метод стал известен под названием "Guided Affective Imagery" (GAI). Эти названия выражают суть метода. Зависимость представляемых образов от эмоционального мира отчетливо отражена в первом и в последнем терминах, а работа с символами по типу драматического развития событий-переживаний - во втором упомянутом выше термине.

С технической точки зрения, метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это, как будет показано далее, получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта и образами встречи животных и человека. При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние и структурировать сновидения наяву в соответствии со специально разработанными правилами. Полное эмпатии (сочувствия) сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическом методе. Тем самым Кататимное переживание образов отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии, например таких, как образная медитация, активное воображение по К.Г.Юнгу и высшая ступень аутогенного тренинга по И.Х.Шульцу [13; 4 – 9].

Страницы: 1 2 3


Понятие модели взаимодействия.
Каждый из участников, вступая во взаимодействие, имеет некоторый план, но реальный процесс развертывается обычно иначе, чем это требовал бы любой индивидуальный план (по закону Мэрфи). В обоих планах можно выделить прямую и обратную связь, а также несколько компонентов: - ориентированные; - исполнительские; - корригирующие. В ходе с ...

Принципы
Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас. Тезисы НЛП 1.Карта не соответствует местности. 2.Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир. Дзэн-буддист Бай-чжан ...

Выводы
Тревожность и страхи окружают личность с самого рождения, некоторые из них оставляют след на всю жизнь, некоторые со временем проходят. На каждом этапе психофизиологического взросления человека наступает новая ступень страхов и как выяснилось, они имеют свой гендерный аспект, с которыми он должен научиться бороться. Чувство тревоги, в о ...

Категории