Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского
возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и
зарубежной психологии. Кататимно-имагинативная терапия как
Страница 2
Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
Концепция КПО базируется на традиции европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства.
Система КПО основывается на двух основных положениях:
1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.
2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.
Положение Кататимного переживания образов в спектре известных на сегодняшний день психотерапевтических методов позволяет выделить следующие общие моменты и отличия. В соответствии со своей концепцией, метод КПО близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования Я, инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). Но применяемая техника имеет также и специфический характер.
С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Я.Л.Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане КПО близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К.Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й.Вольпе. Это, однако, не означает, что КПО представляет собой комбинацию из этих смежных методов. Перечисленные элементы, а отчасти и типичные формы реакции психики вообще, уже давно были выделены непосредственно на основе клинически-эмпирического опыта изучения сновидений наяву. Это произошло задолго до того, как многие перечисленные выше направления психотерапии (например, поведенческая психотерапия или разговорная психотерапия по К.Роджерсу) вообще получили известность.
В основу обработки материала сновидений наяву может быть положена практически любая глубинно-психологическая концепция, в том числе даже экзистенциально-аналитический метод. Во многом я обязан также и учению К.Г.Юнга, хотя Кататимное переживание образов сегодня в целом полностью ориентируется на психоанализ З.Фрейда и его последующее развитие (например, в трудах Х.Когута, О.Ф.Кернберга и др.) [13; 10 – 16].
История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники символдрамы. За это время обучение прошло уже несколько тысяч специалистов из более 50 городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, а также Эстонии, Латвии и Литвы, многие, из которых используют символдраму в качестве основного психотерапевтического метода.
Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими ...
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:
- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
- на диалектическо ...
Проблема личности в социальной психологии
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая против ...