Сущность понятия “самооценка”.
В данной главе основное внимание мы сосредоточим на природе самооценки человека. Мы рассмотрим разнообразие подходов в понимании самооценки различными психологами. Во второй части этой главы мы проанализируем самооценку человека с точки зрения ее структуры.
Что такое самооценка? Для большинства концепций понятия "самооценка" характерен общий ряд положений, которые суммирует словарь “Психология":
“Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.“
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой он считается, в которой черпает свои ценностные ориентации (не зависимо от того, насколько они адекватны), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.
Для христиан - это религиозные ценности, принятые в данной местности, церкви или деноминации. Если столь очевидно, что личность постоянно сверяет свои поступки с позицией и ценностными ориентациями референтной группы, то важно сопоставить, что видит человек в самом себе с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результата бывает довольной собой или недовольной.
Человек как субъект общения
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процес ...
Общие этические принципы и характер делового
общения
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует сво ...
Восприятие риска отдельными людьми
В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.
Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха». Здесь риск рассматрив ...