Сублимация.Страница 1
Интересно в этой связи проследить, как трансформируется заниженная самооценка при сублимации, ведь согласно Фрейду, это наиболее здоровый способ разрешения проблемы. При адаптировании заниженной самооценки в христианскую жизнь, она принимает самые необычные и на первый взгляд невинные формы. Верующий человек, страдающий заниженной самооценкой, будет склонен просто адаптировать ее в свою христианскую жизнь. Стремясь построить ее по библейским принципам, он узнает об одном из важнейших свойств характера верующего человека - смирении. Желая стать смиренным, он обнаруживает в своей душе нечто, очень сильно похожее на христианское смирение, а именно, - заниженную самооценку. Христианин, страдающий заниженной самооценкой, может посчитать это христианским смирением.
К сожалению, многие христиане считают смирение и заниженную самооценку синонимичными понятиями. Они считают, что для того, чтобы быть истинно смиренным человеком, необходимо обладать заниженной самооценкой. Смешение понятий смирение и заниженная самооценка можно наблюдать также и у церковнослужителей. В частности, Иоанн Кронштадский учит христиан быть смиренными следующим образом: “Христианин! Ты должен непременно быть смирен, кроток и долготерпелив, памятуя, что ты нечист, что ты брение, прах и ничтожество. “
К сожалению, христианская публицистика часто поддерживает такую точку зрения. Так в книге “Конспекты проповедей”, Фридрих Швиндт приводит план проповедь о смирении. Автор характеризует смирение как заниженную самооценку. В качестве иллюстрации, в частности, приводится пример Моисея. Когда Бог призвал его вывести народ из Египта, Моисей отказывался, говоря о своей неспособности сделать это (Исх.3:11-4:17). Автор видит в этом заниженную самооценку Моисея. Действительно ли Моисей проявлял заниженную самооценку?
Моисею предлагается вывести рабов из одного из самых могущественных государств. Под силу ли это человеку, который 40 лет провел с овцами, не обладает авторитетом среди людей и не является хорошим оратором. Ведь обычно лишь те могут повести за собой массы людей, кто обладает ораторскими способностями (Ленин, Троцкий, Гитлер и т.д.). Моисей не обладал этим даром. Когда он, зная свои возможности, чувствовал себя неспособным вывести людей из Египта - была ли это заниженная самооценка или это была здоровая самооценка? Когда женщину просят взять пианино и перенести его на этаж выше, разве это будет заниженной самооценкой, если она скажет, что она этого сделать одна не сможет? Не будет ли это реальной самооценкой? Когда Моисей говорил, что не сможет сделать это, он оценивал себя реально. Проблема была в том, что он не осознавал, что Сам Бог поможет ему, и Он совершит то, что не под силу Моисею.
Некоторые христиане полагают, что считать себя хуже других - это вернейший способ стать смиренным. Вот текст, который часто приводится в подтверждение данной точки зрения: “Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Фил 2:3).
Греческое слово (выше), употреблённое в данном отрывке отличается от слова (лучше). Слово лучше (или хуже) используется при оценке или самооценке, тогда как слово выше (или ниже) связано более с категорией “смирение”. Иными словами, почитать других выше себя, не значит почитать других лучше себя. Как христиане, стремящиеся к смирению, мы должны почитать других выше себя, но, обладая здоровой самооценкой, мы не будем считать других лучше себя. Другие не лучше нас, так как они такие же грешники, как и мы. Другие не хуже нас, так как мы такие же грешники, как и они. Другие не лучше нас, так как большинство их достоинств - внешность, темперамент, таланты - лишь хорошая наследственность, данная им от Бога. Мы не лучше других, так как наши достоинства мы так же получили от Бога. Ложное смирение губительно. Оно обезличивает христианина. Оно стирает в нем Образ Божий и уничтожает его как личность.
Христианское смирение имеет совсем другую природу. Смирение - это осознание величия Бога. Смирение - это не то, каков человек, но каков Бог. Смирение не в том, что человек ничто, но в том, что Бог - все.
Христиане впитывают эти ложные ценности, и свою заниженную самооценку они считают смирением. Таким образом, заниженная самооценка сублимируется в христианский подвиг самоотвержения, когда христианин не уважает и не любит себя, критически о себе отзывается, занимается самобичеванием и гипертрофированием своей греховности. Такой христианин говорит всем, какой он грешный и недостойный. Часто именно такой человек считается среди христиан смиренным. Часто он сам, глубоко в душе, считает себя смиренным, не понимая, что это не смирение, а заниженная самооценка. Христианское смирение имеет диаметрально противоположную направленность:
Сопоставление моделей взаимодействия покупателя и продавца.
По результатам некоторых исследований можно говорить о том, что продавец получает удовлетворенность от взаимодействия при использовании определенных типов поведения, причем это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Это такие типы поведения, как
- пояснительное,
- оказание помощи и поддержки клиенту,
- поведение понимани ...
Ревность в супружеских конфликтах
Конфликтные ситуации так или иначе возникают в каждом браке. Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Чтобы уберечь молодых от лишних разногласий, необходимо знать наиболее характерные причины, их порождающие. Сложной проблемой внутрисемейного общения является ревность, котора ...
Развитие, осложненное дефектом: сущность и
закономерности. Проблема компенсации нарушений психического развития
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олиг ...