Самоутверждение.
Страница 1

Еще один защитный механизм, несколько отличный от других и не описанный нами ранее, “включается” в человеческом организме при заниженной самооценке. Этот механизм был описан еще Адлером. Он провел аналогию с физической сферой человека, где недостаток и слабость одного органа организм компенсирует усилением другого. Например, если одна почка плохо функционирует, то ее функции берет на себя другая почка. Так же в жизни, человек имеющий физические дефекты, начинает пытаться устранить эти дефекты, развивая другие органы с помощью тренировок, и нередко достигает мастерства и силы. Адлер показал, что та же закономерность действует и в психической сфере. Так, чувство неполноценности компенсируется самоутверждением. А.Адлер придавал огромное значение механизму компенсирования, т. к. он считал, что человек всю жизнь пытается компенсировать свое чувство неполноценности, сформированное в детстве, используя самоутверждение. Для него самоутверждение - движущий стимул, руководящий почти всеми его поступками.

Как уже говорилось, самооценка будет неустойчива, если нарушено хотя бы одно основание, на котором она базируется. Недостаток в одной из составных самооценки человек начинает компенсировать гипертрофированием другой составной. Человек начинает компенсировать свои недостатки любой деятельностью, которая приносит ему хоть какой-нибудь успех. Так человек, страдающий от недостатка любви, может пытаться компенсировать это в сфере компетентности. Средствами компенсирования, в таком случае, могут стать: усиленная учёба, спортивные тренировки, развитие навыков, способностей и т.д.

В христианской жизни самоутверждение происходит по тем же принципам, но уже в специфической для христиан сфере. Так, например, средством утверждения может стать кафедра в церкви, где молодой человек "самореализуется" под удивленные вздохи бабушек, восхищенных его красноречием. Самоутверждение может происходить в евангельской деятельности и в любом виде служения, где есть те, кто увидят и оценят. Но это самые невинные способы самоутверждения.

Альфред Адлер показал, что заниженная самооценка может принимать еще более сложные формы, когда происходит не просто компенсация, но гиперкомпенсация (overcompensation) или комплекс превосходства. Это форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее чем, просто избавление от чувства неполноценности. Гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению, когда человек действует так, как будто он чувствует свое превосходство над другими. Например, студент, считающий, что он лучше других знает английский язык, полагает, что всем необходимо узнать об этом и поэтому не упускает ни одной возможности сказать что-то по-английски в присутствии других. Человек, страдающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. У него настолько низкое мнение о себе, что он чувствует свою значимость только тогда, когда ощущает в чем-то свое превосходство над другими. Окружающие люди считают его гордым, не понимая, что истинной причиной его высокомерия является заниженная самооценка.

А как гиперкомпенсация проявляется в христианской жизни? В чем христианин может пытаться превзойти других, чтобы почувствовать свою значимость? Если гордым среди христиан быть не принято, то ведь можно стать смиреннее или “святее” других. Ролло Мей указывает, что часто заниженная самооценка у верующих выражается в сильном стремлении к святости, когда отстаиваются и считаются важными незначительные мелочи христианской жизни. Успех в соблюдении этих мелочей и сравнение себя с другими, не такими “ревностными” членами церкви дают желанное чувство значимости. Такое стремление к “святости” почти никогда не обходится без критики тех, кто еще её не достиг. Критицизм других усиливает страдающее чувство собственной значимости. Консервативная позиция не всегда имеет правильные мотивы. Христианину было бы полезно проанализировать свои чувства и честно определить, какую природу имеет его стремление к святости: стремление от чистого сердца быть подобным Иисусу или самоутверждение? А может быть и то и другое вместе? Ловушкой для верующего является попытка совместить служение Богу и самоутверждение.

Страницы: 1 2


Гипноз
Систематически используется и изучается, начиная с работ Ф. Месмера (70-е гг. XVIII в.); термин предложен в 1843 г. английским хирургом Дж. Брейдом. Природа гипноза остается недостаточно ясной и интерпретируется в широком поле теоретических моделей - от нейрофизиологии сна до психоанализа и мистики. Гораздо лучше изучены эмпирические и ...

Результаты методики "Задания с предметами быта"
По предлагаемой методике выяснялось умение выполнять системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Таблица 5 Данные диагностики по заданиям с предметами быта Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - ...

Понятие и структура сознания
Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от чел ...

Категории