Самоутверждение.
Страница 2

Многие исследователи связывают заниженную самооценку с еще более негативными формами поведения, а именно, девиантным поведением. Эрик Фромм рассматривает девиантное поведение как одну из стратегий, которую используют люди, чтобы "убежать от свободы" и преодолеть чувство собственной незначимости. "Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеть чувство неполноценности, унижая или покоряя других."

Обширные исследования в этой области были проделаны Говардом Кэпленом.

"На основе обобщения литературных научных данных и собственного 10-летнего исследования 9300 семиклассников он пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами, так называемого девиантного, отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами."

Основная цель девиантного поведения - это чаще всего повышение своего самоуважения. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель повысить самоуважение? В какой-то мере это удается. Например, после употребления спиртного человек не ощущает свою ущербность, чувствует и ведет себя уверенно. Принадлежность к преступной группе дает неуверенному в себе человеку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных действий, в которых у него не было успеха, а за счет социально негативных черт характера и поступков. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида:

"Подростковое самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл."

Переходя к проблемам церкви, важно отметить, что у верующих, страдающих заниженной самооценкой, она также может проявляться через девиантное поведение. Это может выражаться в резко критическом отношении к пастору и руководству церкви, протест новым формам богослужений, создание группировок, отстаивающих какую-то идею и т.д. И такие формы поведения человек избирает не просто потому что он "грешник", который "не хочет покаяться", а потому что он не может разобраться со своими эмоциональными проблемами. Избавление человека от какой-то формы девиантного поведения без устранения основания проблемы - заниженной самооценки - невозможно. Попытка освобождения человека от различных форм защиты и маскировки без преодоления основной причины - заниженной самооценки - приведет к неудаче.

Страницы: 1 2 


Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии. Кататимно-имагинативная терапия как
Кататимно-имагинативная терапия (К.и.т.) в нашей стране известна как символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядным бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, ...

Оранжевый
Этот цвет способствует увеличению притока кислорода в наш мозг, усиливает творческую активность. Оранжевый цвет образован при смешении красного с желтым, поэтому в нем присутствуют качества обоих цветов. Он обладает энергией и жизненной силой красного и, как и желтый, создаст ощущение счастья. Оранжевый понуждает к спонтанности и удовол ...

Психическое развитие и обучение (Выготский)
Обучение - это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. 1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение - это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связ ...

Категории