Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Проблема развития воли младших школьников в психолого-педагогической литературе: гендерный аспект. Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста

Проблема развития воли младших школьников в психолого-педагогической литературе: гендерный аспект. Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста
Страница 1

Воля – одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека, особенно его высших форм. «Волю» употребляют в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть отличие поведения человека от поведения животных. Такая традиция идет с древнейших времен, и в плане давности его использование понятие «воля» не уступит такому понятию, как темперамент. [20]

На протяжении многих веков считалось, что все поведение человека является исключительно разумным, сознательным и волевым. Сомнения в этом возникли еще в начале 20 века, а к его концу окончательно укрепились. С начала человеку было отказано в исключительном праве на обладание мышлением; затем было показано, что сознательно управляемым является далеко не все поведение человека, что у него есть и бессознательное, а значит – не волевое по ведение. Сфера волевой регуляции вследствие этого была ограничена лишь высшими формами поведения человека, которые действительно являются сознательными и разумными.

В. И. Селиванов, один из немногих отечественных ученых, кто специально занимался изучением воли, определяет ее как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом сознательная рефлексия осуществляется на следующих уровнях:

первый уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимания степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

второй уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования. [13]

Волевая регуляция деятельности есть, таким образом, сознательное, опосредованное целями и мотивами деятельности, создание и поддержание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрация этой активности в необходимом направлении.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Их можно рассматривать как базисные, или первичные качества личности. Наряду с ними существуют вторичные, или высшие, волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность человека. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества личности в онтогенезе обычно формируются и развиваются позднее, чем названная выше группа первичных волевых качеств личности. В жизни человека волевые качества проявляются вместе с его характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические. [ 23]

Существует еще одна группа волевых качеств личности, связанная с моралью и ценностными ориентациями человека, это, например, принципиальность, честность и ответственность. Такие волевые качества в основном проявляются в отношениях человека к другим людям. К этой же группе качеств можно отнести те волевые качества, которые проявляются в труде, в том числе настойчивость, деловитость, инициативность и другие.

По мнению В.А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. [19] Реальным механизмом порождения дополнительного, волевого побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия, в свою очередь, обычно связан с борьбой мотивов и обычно меняется при определенных, преднамеренных, целенаправленных умственных усилиях. [23]

Страницы: 1 2


Методы изучения профессиональной направленности
Совершение ответственного выбора профиля обучения в старшей школе, то есть профилирующего направления собственной деятельности, предполагает возникновение у субъекта определенности к конкретному содержанию общественной практики. Выбор отражает ценностные ориентации в отношении профессиональной деятельности, символизирует готовность к са ...

Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях: 1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. 2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 3. Выс ...

Понятие модели взаимодействия.
Каждый из участников, вступая во взаимодействие, имеет некоторый план, но реальный процесс развертывается обычно иначе, чем это требовал бы любой индивидуальный план (по закону Мэрфи). В обоих планах можно выделить прямую и обратную связь, а также несколько компонентов: - ориентированные; - исполнительские; - корригирующие. В ходе с ...

Категории