Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
Отношение человека должно измениться не только к мнениям и ценностям социальной среды, но и к самому себе. Наиболее распространенным конструктом по отношению к себе является верование: “Я должен отвечать определенным стандартам, чтобы думать о себе хорошо.” Это может выражаться в нетерпимости к себе по поводу своих недостатков. Часто это проявляется в перфекционизме различных форм: хорошее выполнение работы, пунктуальность, чистота дома или машины, внешность и т.д.
Люди анализируют себя по категориям, которые приняты в обществе и по которым оценивают их. Если человека оценивают по каким-то категориям, то он склонен и сам оценивать себя по ним. Некоторые из этих категорий уже были названы выше: красота, ум, материальное положение, популярность в обществе.
Сознавая сам в себе, что он не соответствует этим стандартам, человек прилагает все усилия, что бы достигнуть успеха. В этой гонке есть победители, но есть и проигравшие. Но даже те, кто достигают успеха, тем не менее, остаются внутренне неудовлетворенными. Они не могут принять себя, т.к. не терпят любого своего недостатка или несовершенства в каком-то плане. Они убегают от своего несовершенного в физическом, интеллектуальном или эмоциональном плане “я”. Они скрывают его под масками, вытесняют из сознания с помощью защитных механизмов. Они не могут принять себя.
Библейская теория предлагает прекратить это бегство. “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха” (Пр.28:13). Сокрытие своих беззаконий, различных недостатков от себя и других, согласно Писанию, исключает возможность успеха. Только честное признание своих проблем приносит внутренний мир. В этой связи интересна программа, разработанная Сообществом Анонимных Алкоголиков. Первым шагом этой программы является: “Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признаем, что потеряли контроль над собой.” Таким образом, происходит признание своей проблемы, причем не, только самому себе, но и членам группы. Это имеет большое значение, т.к. признание своей проблемы помогает человеку перестать “убегать” от негативных мыслей о себе и принять себя, а признание перед другими позволяет человеку прекратить прятать и маскировать проблему от других. Человек перестает бояться признать свои эмоциональные проблемы. Признавая свои проблемы перед другими, человек перестает бояться, что другие узнают его “настоящее я”. Он перестает бояться за свою репутацию, т.к. другие уже узнали его слабые стороны. Его завышенный уровень притязаний падает, и он испытывает внутренний мир. Теперь он не претендует на роль эксперта, с которым все должны считаться, компетентного человека или на роль человека “без проблем”. Человек начинает принимать себя таким, какой он есть.
Принятие себя, согласно Роджерсу, играет первостепенную роль в душевном выздоровлении человека. Именно на это направлена разработанная им “терапия, центрированная на клиенте”. Принципы, предлагаемые им в этой методике, были бы весьма полезны при терапии заниженной самооценки.
Возвращаясь к программе, разработанной Сообществом Анонимных Алкоголиков важно заметить, что вторым и третьим шагами этой программы является: “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы приняли решение вверить свою жизнь и свою волю в руки Бога, как мы Его понимаем.” Эта нерелигиозная программа действует только в том случае, если человек признаёт существование Силы, более могущественной, чем он сам и вверяет себя ей.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Действительно, именно Бог может восполнить то, что не может дать общество и близкие люди. Именно Бог восполняет недостающие столпы самооценки:
* потребность ощущать себя любимым - Бог любит человека безусловной любовью. (Ис.54:8,10, Иер.31:3, Рим.5:6 -10)
* ощущение себя компетентным - согласно Писанию, Бог дает и развивает в людях таланты и дары. (Деян.2:1-13, Коринф.12:1-31, Рим.12:1-8)
* иметь чувство собственного достоинства - Бог ценит человека и признает его достоинство, и это достоинство не зависит от его внешности, благосостояния, успеха и т.д. Такое отношение никак не связано с заслугами человека. (Пс.102:10-13, Тит.3:5)
Подводя итоги, важно отметить, что отличие христианского подхода заключается в том, что он меняет внутреннюю суть человеческой души, её ценности и приоритеты. Этот подход связан не столько с корректировкой внешних проявлений поведения, пагубно влияющих на самооценку, сколько с изменением самой сущности человека, его мыслей и чувств. При таком подходе человек становится внутренне независим от хорошего отношения и любви окружающих и начинает ориентироваться на отношение Бога к нему. Одновременно, человек освобождается из рабства собственных ложных оценочных критериев и начинает оценивать себя по критериям, предлагаемым Писанием. Он начинает ощущать себя полезным, обретая смысл жизни в служении другим через духовные дары. Тем самым, служение другим помогает ему обрести чувство компетентности. В совокупности, это помогает человеку обрести новое чувство собственного достоинства, которое уже не находится в зависимости от мнений окружающих и от удручавших ранее особенностей его личности. Таким образом, самооценка строится на новом, основанном на Писании, фундаменте.
Виды тревожности
Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми
другими авторами. На мой взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом д ...
Характеристика психоорганического синдрома
Развивается в результате органического поражения головного мозга при травмах, атеросклерозе сосудов мозга, интоксикациях, опухолевых процессах в мозге. Синдром складывается из нарушений памяти (нарушение запоминания, рассеянность, выпадение воспоминаний недавнего прошлого), ослабления понимания (слабость суждения, персеверации), аффекти ...
Родители.
Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Д ...