Введение

Настоящая работа посвящена изучению психологических особенностей агрессивного поведения подростков.

Наиболее важной областью социального поведения подростков является среда сверстников. Степень притягательности среды сверстников также зависит от индивидуальных особенностей тинэйджеров, однако подавляющее большинство из них находится в той или иной степени в тесном, продуктивном контакте со сверстниками. Около 80% подростков входят в группы сверстников, и только 20% являются одиночками. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если в нем будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. К сожалению, в последние годы отмечается значительный рост агрессивности подростков. Агрессивное поведение становится источником душевных страданий не только родителей, но и самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Не вызывает сомнения, что агрессивное поведение вызывает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Оно вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительных органов. Практически оно затрагивает всех, кто, так или иначе, соприкасается с подростками. Задача психолога связана с решением проблемы психического и психологического здоровья подростков. Поэтому так важно понять причины такого поведения и условия его становления. Этим, на наш взгляд, определяется актуальность темы исследования.

Цель исследования – проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции.

Объект исследования - подростки в возрасте 13-15 лет.

Предмет исследования – факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения и способы коррекции агрессивного поведения у подростков.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что «существует взаимосвязь агрессивного поведения подростка с его социометрическим статусом в группе сверстников».

Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать сравнительный анализ понятиям «агрессия» и «агрессивность».

3. Исследовать психологические особенности подростковой агрессивности.

4. Выявить взаимосвязь агрессивных тенденций со статусом подростков в группе сверстников.

5. Разработать рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков.

В данной работе основными методами являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы: опросник Басса-Дарки, тест А.Ассингера – на определение агрессивности в поведении подростков, социометрическая процедура с целью выявления социометрического статуса в группе сверстников; качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования определяется системой работы психолога по диагностике и коррекции нарушений в поведении подростков.

Надежность и достоверность исследования обеспечивались взаимопроверкой получаемых данных с помощью использования различных методов на одном и том же контингенте подростков.

Настоящая работа в себя включает введение, три главы, заключение, список литературы из 35 наименований и приложений.


Задача 9
В начале XX века популярной была теория эмоций Джемса и Ланге. Эти психологи считали, что эмоции возникают в результате восприятия человеком изменений, происходящих в собственных мышцах и внутренних органах. Согласно этой теории, не потому человек смеется, что ему смешно, а ему смешно оттого, что он смеется. Не потому у человека льются ...

Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек). Наш ...

Отечественная школа психологии.
Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в ...

Категории