Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах

Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах
Страница 2

Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» [17, с. 29].

Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты - конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [4]. В основе этих ситуаций лежит межличностный (иногда - межгрупповой) конфликт - провокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами. Следует отметить, что психологические особенности подростков способствуют появлению конфликтных ситуаций практически па всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), школе/училище (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения). Ряд социально-психологических экспериментов подтверждает большое влияние разного рода провокаций на степень агрессивности [6, с. 136-138]. Большинство людей в межличностных отношениях использует принцип "око за око, зуб за зуб", отвечая агрессией на агрессию.

Для выявления взаимосвязи между разными типами социальных ситуаций, провоцирующими агрессию, и личностными характеристиками индивидов в 2001 г. Дроздовым А.Ю. проведено социально-психологическое исследование [9, с. 95-98]. Опрошены 166 человек (83 мужчины) в возрасте 14-20 лет, проживающие в г. Чернигове, - учащиеся старших классов средних школ, студенты педагогического университета, военнослужащие срочной службы. Им предлагалась анкета с описанием нескольких ситуаций и типов агрессивных поступков, которые нужно было соотнести между собой. В исследовании использована типология агрессивного поведения А. Басса [6, с. 29] (таблица 1).

Таблица 1

Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу)

Типы

Пример

Физическая-активная-прямая

Физическая-активная-косвенная

Физическая-пассивная-прямая

Физическая-пассивная-косвенная

Вербальная-активная-прямая

Вербальная-активная-косвенная

Вербальная-пассивная-прямая

Вербальная-пассивная-косвенная

Нанесение побоев человеку

Сговор с наемным убийцей, закладка мин

Сидячая забастовка

Отказ выполнить приказ

Словесное оскорбление человека

Распространение клеветы, сплетен

Отказ разговаривать с человеком

Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют

Полученные результаты в обобщенной форме приведены в таблице 2.

Таблица 2

Социальные ситуации и соответствующие им типы агрессивного поведения (в % от общего числа опрошенного)

Тип агрессии

("Мне доводилось .")

Тип ситуации (%)

Я никогда так не поступал

Антипатия к человеку

Плохое настроение

Нетрезвое состояние

Когда человек случайно обругал меня

Когда человек намеренно обругал меня

Когда человек случайно толкнул/ударил меня

Когда человек намеренно толкнул/ударил меня

Когда человек чем-то мешал мне/моим друзьям

В компании друзей

Когда мне приказывали так поступить

Какая-то другая ситуация

Обругать (оскорбить)

4

16

34

6

8

67

9

48

17

3

4

15

Распространять сплетни, слухи

49

27

4

4

2

8

1

2

9

14

1

17

Отказываться от общения с кем-то (демонстративно не разговаривать с ним)

10

36

23

1

7

27

2

16

12

2

2

27

Молча наблюдать за тем, как знакомого мне человека незаслуженно ругают, оскорбляют

59

13

1

1

1

6

1

4

5

4

2

20

Специально толкнуть или ударить кого-то, причинив ему физическую боль

43

7

5

7

2

11

5

39

8

1

0

13

Подговорить другого толкнуть или ударить кого-то третьего

81

7

1

1

1

4

1

6

3

2

0

7

Вести себя так, чтобы физически помешать другому человеку достичь

своих целей

54

17

3

2

1

4

0

3

13

2

0

19

Отказываться выполнять просьбу или указание другого человека

7

50

37

5

9

22

4

16

17

2

18

31

Нет агрессии

19

36

87

80

19

84

27

52

79

75

34

Страницы: 1 2 3 4


Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии
Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется ...

Аргументация и показ товара.
Последовательность аргументации играет важную роль и имеет некоторые правила по проведению деловой беседы между продавцом и покупателем. Продавцу надо поднимать проблемы, вызывающие беспокойство клиента, показывая, что продавец о них знает. Окружать себя рекомендациями, указывать на солидность репутации, доказывать все, что выдвигается ...

Теоретические основы изучения потребностей в достижениях у старшеклассников-билингвистов. Постановка проблемы мотивации в психологии
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» ( ...

Категории