Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах

Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах
Страница 2

Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» [17, с. 29].

Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты - конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [4]. В основе этих ситуаций лежит межличностный (иногда - межгрупповой) конфликт - провокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами. Следует отметить, что психологические особенности подростков способствуют появлению конфликтных ситуаций практически па всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), школе/училище (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения). Ряд социально-психологических экспериментов подтверждает большое влияние разного рода провокаций на степень агрессивности [6, с. 136-138]. Большинство людей в межличностных отношениях использует принцип "око за око, зуб за зуб", отвечая агрессией на агрессию.

Для выявления взаимосвязи между разными типами социальных ситуаций, провоцирующими агрессию, и личностными характеристиками индивидов в 2001 г. Дроздовым А.Ю. проведено социально-психологическое исследование [9, с. 95-98]. Опрошены 166 человек (83 мужчины) в возрасте 14-20 лет, проживающие в г. Чернигове, - учащиеся старших классов средних школ, студенты педагогического университета, военнослужащие срочной службы. Им предлагалась анкета с описанием нескольких ситуаций и типов агрессивных поступков, которые нужно было соотнести между собой. В исследовании использована типология агрессивного поведения А. Басса [6, с. 29] (таблица 1).

Таблица 1

Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу)

Типы

Пример

Физическая-активная-прямая

Физическая-активная-косвенная

Физическая-пассивная-прямая

Физическая-пассивная-косвенная

Вербальная-активная-прямая

Вербальная-активная-косвенная

Вербальная-пассивная-прямая

Вербальная-пассивная-косвенная

Нанесение побоев человеку

Сговор с наемным убийцей, закладка мин

Сидячая забастовка

Отказ выполнить приказ

Словесное оскорбление человека

Распространение клеветы, сплетен

Отказ разговаривать с человеком

Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют

Полученные результаты в обобщенной форме приведены в таблице 2.

Таблица 2

Социальные ситуации и соответствующие им типы агрессивного поведения (в % от общего числа опрошенного)

Тип агрессии

("Мне доводилось .")

Тип ситуации (%)

Я никогда так не поступал

Антипатия к человеку

Плохое настроение

Нетрезвое состояние

Когда человек случайно обругал меня

Когда человек намеренно обругал меня

Когда человек случайно толкнул/ударил меня

Когда человек намеренно толкнул/ударил меня

Когда человек чем-то мешал мне/моим друзьям

В компании друзей

Когда мне приказывали так поступить

Какая-то другая ситуация

Обругать (оскорбить)

4

16

34

6

8

67

9

48

17

3

4

15

Распространять сплетни, слухи

49

27

4

4

2

8

1

2

9

14

1

17

Отказываться от общения с кем-то (демонстративно не разговаривать с ним)

10

36

23

1

7

27

2

16

12

2

2

27

Молча наблюдать за тем, как знакомого мне человека незаслуженно ругают, оскорбляют

59

13

1

1

1

6

1

4

5

4

2

20

Специально толкнуть или ударить кого-то, причинив ему физическую боль

43

7

5

7

2

11

5

39

8

1

0

13

Подговорить другого толкнуть или ударить кого-то третьего

81

7

1

1

1

4

1

6

3

2

0

7

Вести себя так, чтобы физически помешать другому человеку достичь

своих целей

54

17

3

2

1

4

0

3

13

2

0

19

Отказываться выполнять просьбу или указание другого человека

7

50

37

5

9

22

4

16

17

2

18

31

Нет агрессии

19

36

87

80

19

84

27

52

79

75

34

Страницы: 1 2 3 4


Измерение тревожности детей младшего школьного возраста
По полученным результатам была проведена обработка данных, интерпретация ведется по 8 факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемост ...

Учеба
Азат является ударником, преобладают оценки пять над четверками. Одинаково успевает по всем предметам, вместе с тем оценивает уровень знаний гораздо шире рамок, установленных учебной программой, ведь участник олимпиад по городу. Кругозор большой, не связан с узкоспециальным направлением, охватывает различные интересы как в гуманитарных ...

Факторы и условия формирования профессиональной направленности и развития интереса к профессии
Профнаправленность (профориентация) является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Можно выделить четыре функции профнаправленности, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую ( ...

Категории