Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы

Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы
Страница 2

В исследовании, проводимом под руководством Калягиной Е. А., изучались особенности взаимодействия со сверстниками популярных и непопулярных в своей группе дошкольников. В таблице 3 мы можем видеть, что для популярных детей наиболее распространенным вариантом поведения являлось бесконфликтное решение проблемы в связи с просьбой сверстника поделиться чем-то (например, отдать игрушку). Причем это было не просто уходом от ситуации, а скорее попыткой самостоятельного ее разрешения, без обвинительных и агрессивных реакций в адрес сверстников («Возьму другую игрушку», «Подожду» и т. п.). В противоположность этому у непопулярных детей самым распространенным способом поведения в ответ на просьбу «поделиться имуществом» была прямая или косвенная агрессия («Изобью их всех», «Возьму палку, побью их и отниму мяч» и т. д.). Самая актуальная информация ищу работу вебкой здесь.

Таблица 3

Представленность различных форм поведения в ответ на просьбу сверстника (в %) (по данным Е. А. Калягиной, 1998)

Группы детей

Отказ

Договор (компромисс)

Подарок (уступка)

Популярные

0

35

65

Непопулярные

70

30

0

Вместе с тем мы по-своему интерпретируем эти данные, полагая, что тревогу в данном случае должно вызывать не только агрессивное поведение непопулярных детей, но и неагрессивное поведение популярных. Как видно из приведенных в таблице данных, непопулярные дети вообще не используют такую форму поведения, как «подарок», то есть уступку без колебаний того, что нужно сверстнику, по первой его просьбе. И вполне очевидно — это не может не тревожить. Но также вряд ли следует безгранично радоваться и с эйфорией воспринимать тот факт, что популярные дети абсолютно не используют ни в каких случаях такую форму поведения, как «отказ», а форма поведения «подарок» является безоговорочно доминирующей. Этот ранний детский опыт может стать основой социализации (усвоения по механизму социального научения) такой стратегии поведения, как «уступка», конформность, которая, в общем, считается неконструктивной.

Пожалуй, наиболее конструктивным и, мы бы даже сказали, наиболее зрелым оказывается поведение детей, которые не относятся к экстремальным социометрическим группам — то есть не попали в разряд как особо популярных, так и в разряд крайне непопулярных. В поведении этих детей три отмеченные формы реагирования — отказ, договор, уступка — представлены паритетно, то есть встречаются примерно равночастотно (при некотором преимуществе поведения типа «подарок»). Такая стратегия является и наиболее конструктивной и наиболее адаптивной, потому что отличается гибкостью и, очевидно, отражает адекватность реагирования в соответствии с особенностями конкретной ситуации.

Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников (11) показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкий уровень агрессии.

Страницы: 1 2 3


Психика и особенности строения мозга
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии. Следует отметить, что связь псих ...

Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития
Псих.развитие – процесс необратимый, направленный и закономерно изм, привод.к возникновению количеств, качеств и структ.преобразований психики и поведения чел-ка. Необратимость – способность к накапливанию изменений. Направленность – способность СС психики к проведению единой линии развития. Закономерность – способность психики к вос ...

Расстройства интеллекта
Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей индивида и, в частности, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Выделяется три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) способност ...

Категории