Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы

Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы
Страница 1

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Она претерпевает в процессе онтогенеза глубокие изменения: от «комплекса оживления» у новорожденного до системы личных и деловых отношений, основанных на симпатиях, привязанностях, ответственной зависимости, интеллектуальной, духовной близости и любви в подростково-юношеском возрасте. Потребность в общении удовлетворяется у разных детей не в равной мере. Одни развиваются в атмосфере всеобщего внимания, одобрения психологической поддержки, другие растут в обстановке эмоциональной холодности, изоляции и полного отвержения. Для каждого ребенка в формальном коллективе возникает неповторимая ситуация общения и межличностных отношений, каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение. Дети и подростки по-разному переживают свои отношения со сверстниками; одни не осознают своего реального положения и идеализируют свои отношения с окружающими, другие, наоборот, гиперболизируют ситуацию и часто переносят неудачи из одной сферы отношений в другую [29, с. 239]. Что же такое межличностные отношения (взаимоотношения)?

Под взаимоотношениями понимают личностно значимое, образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Общение — это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения [21, с. 187].

Социальный (социометрический) статус может рассматриваться как реальное или рефлексивное (представляемое) положение ребенка в коллективе сверстников. Различают такие виды социометрического статуса, как «звезда», «предпочитаемый», «принятый», «непринятый» и «изолированный» [14, с. 33-34].

Для определения общей структуры межличностных отношений и статуса отдельного ребенка в группе используются социометрические методы (социометрический выбор, выбор в действии, экспериментальное сочинение «Наш класс», аутосоциометрия).

Воображаемый статус — это та позиция, которую ребенок определил для себя на рисунке. Так, если он поместил себя в центральном круге, то относит себя к первой статусной категории. Если реальный и воображаемый статус совпадают, это означает, что ребенок осознает свои межличностные отношения в группе и наоборот.

Агрессивное поведение может быть связано с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.

В очень большом количестве исследований установлен факт, что сверстники не любят агрессивных детей и оценивают их как «неприятных» [20, c. 87].

В одном из экспериментов, проведенных Coie & Kupersmidt изучалась зависимость между агрессивностью и социальным статусом на выборках знакомых и незнакомых между собой детей, учеников 4-х классов. Основой для установления социального статуса и популярности детей послужили отзывы их одноклассников. В процессе эксперимента как знакомых между собой, так и незнакомых детей пригласили после занятий принять участие в командной игре. Школьники, которые предварительно были оценены своими сверстниками как «самые неприятные», в общении со сверстниками в процессе эксперимента чаще демонстрировали агрессивное поведение — как вербальное, так и физическое. В большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со знакомыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же, как и в классе.

Страницы: 1 2 3


Недостатки психологии конституционных различий
Типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не о самой личности, а о соответствии ее определенной типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию. Не всем, но большинству типологических характеристик присуща положительная или отрицательная оценка. О ...

Коммуникабельность-способность к общению: совместимость
Тест на общительность. Отметьте соответствующую позицию в бланке. Соответствия вариантов ответа: никогда - 1; редко - 2; иногда - 3; часто - 4; всегда - 5. Тестовый материал на коммуникабельность в приложении 1 на странице 154. Статистическая обработка в приложении 2 на странице 171. Данный тест имеет 4 секции: 1. Конфликтность 1 ...

Заключение.
В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период. Исследуя различные пути преодолени ...

Категории