Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и
проблемыСтраница 1
Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Она претерпевает в процессе онтогенеза глубокие изменения: от «комплекса оживления» у новорожденного до системы личных и деловых отношений, основанных на симпатиях, привязанностях, ответственной зависимости, интеллектуальной, духовной близости и любви в подростково-юношеском возрасте. Потребность в общении удовлетворяется у разных детей не в равной мере. Одни развиваются в атмосфере всеобщего внимания, одобрения психологической поддержки, другие растут в обстановке эмоциональной холодности, изоляции и полного отвержения. Для каждого ребенка в формальном коллективе возникает неповторимая ситуация общения и межличностных отношений, каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение. Дети и подростки по-разному переживают свои отношения со сверстниками; одни не осознают своего реального положения и идеализируют свои отношения с окружающими, другие, наоборот, гиперболизируют ситуацию и часто переносят неудачи из одной сферы отношений в другую [29, с. 239]. Что же такое межличностные отношения (взаимоотношения)?
Под взаимоотношениями понимают личностно значимое, образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Общение — это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения [21, с. 187].
Социальный (социометрический) статус может рассматриваться как реальное или рефлексивное (представляемое) положение ребенка в коллективе сверстников. Различают такие виды социометрического статуса, как «звезда», «предпочитаемый», «принятый», «непринятый» и «изолированный» [14, с. 33-34].
Для определения общей структуры межличностных отношений и статуса отдельного ребенка в группе используются социометрические методы (социометрический выбор, выбор в действии, экспериментальное сочинение «Наш класс», аутосоциометрия).
Воображаемый статус — это та позиция, которую ребенок определил для себя на рисунке. Так, если он поместил себя в центральном круге, то относит себя к первой статусной категории. Если реальный и воображаемый статус совпадают, это означает, что ребенок осознает свои межличностные отношения в группе и наоборот.
Агрессивное поведение может быть связано с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.
В очень большом количестве исследований установлен факт, что сверстники не любят агрессивных детей и оценивают их как «неприятных» [20, c. 87].
В одном из экспериментов, проведенных Coie & Kupersmidt изучалась зависимость между агрессивностью и социальным статусом на выборках знакомых и незнакомых между собой детей, учеников 4-х классов. Основой для установления социального статуса и популярности детей послужили отзывы их одноклассников. В процессе эксперимента как знакомых между собой, так и незнакомых детей пригласили после занятий принять участие в командной игре. Школьники, которые предварительно были оценены своими сверстниками как «самые неприятные», в общении со сверстниками в процессе эксперимента чаще демонстрировали агрессивное поведение — как вербальное, так и физическое. В большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со знакомыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же, как и в классе.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятий "этика", "общение", "деловое общение", "этика делового общения".
2. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества?
3. Назовите основные позиции по вопросу о соотношении этики и бизнеса, которые существуют сегодня.
4. Какова, по вашему мнению, роль ...
Функции игры в жизни человека
1. Компенсаторная функция
Исторически, логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии. "Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры.
В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии - высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить ...
Особенности подросткового периода
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 6-8 классах средней школы. За эти четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самос ...