Тест А. Ассингера.

Диагностика по данной методике проводилась аналогично первой. Результаты фиксировались в протоколе (приложение 2). В результате было выявлено, что 7-ро испытуемых относятся к числу чрезмерно агрессивных личностей, нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жестокими по отношению к другим людям, 5 (пять) испытуемых относятся к числу умеренно агрессивных личностей, действия которых носят разрушительный характер, имеют склонность к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Своим поведением они провоцируют конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать. Остальные 33-и испытуемых оказались миролюбивыми.

Диаграмма 1

Также было выявлено, что взрывы агрессивности у 5–х испытуемых носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер, т.к. по семи и более вопросам у них по три очка и менее чем по семи вопросам – по одному очку.

3. Социометрический метод

Изучение социометрической структуры группы испытуемых 7 «в» класса показали, что в группе 2 эмоциональных лидера (9,5 %), «звезды», которые в равной степени собирают вокруг себя членов группы. Четверо членов группы (19 %) оказались в числе предпочитаемых, а 8 испытуемых (38 %) – в числе принимаемых. Очень огорчает тот факт, что в категорию учащихся отвергаемых коллективом входят 7 испытуемых (33,5 %). Связано это, прежде всего с тем, что данная категория детей часто болеет, и редко посещают школу. В категорию эмоционального лидера попал учащийся с высоким показателем индекса враждебности и агрессивности, что дает основание предполагать, что данный лидер, прежде всего, собирает вокруг себя учащихся агрессивных и покорных, т.е. вероятнее всего – он лидер какой-либо группировки. Социометрическую структуру группы мы представили в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2

Изучив социометрическую структуру группы испытуемых 8 «б» класса мы выявили, что в группе 4 звезды, причем, наглядно рассмотрев социограмму 2, мы можем видеть, что только 1 лидер (4%) (Ольга А.) имеет положительные связи с одноклассниками, остальные 3-е лидеров (12%) связаны с другими чаще отрицательными связями. В данной группе также имеются 6 учащихся (26 %), которые причислены в категорию отвергаемых; 7-ро учащихся (29 %) – предпочитаемые и 7-ро учащихся (29 %) – принимаемые. На рисунке мы можем видеть, что наибольшее количество отрицательных выборов имеет Яна Я., которая по данным предыдущего исследования имеет высокий индекс враждебности-агрессивности в отношениях. Наглядно социометрическую структуру мы можем представить в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

Из беседы с учащимися данного класса было определено, что в данной группе не приемлют жестокого и агрессивного поведения и стараются всячески избавиться от таких учащихся, которые являются его носителями. Именно поэтому Яна Я. и попала в категорию отвергаемых учащихся. Сводная таблица результатов исследования по трем методикам представлена нами в приложении.

Анализ социометрической структуры в группе испытуемых показывает, что в обоих классах разнообразная картина «социометрических» статусов, при рассмотрении более наглядно на социограмме 1-2 которых мы можем сказать, что существует взаимосвязь агрессивного поведения подростка с его социометрическим статусом в группе сверстников, т.е. гипотеза, поставленная нами в начале написания работы - подтверждена.


Характеристика невротических и неврозоподобных синдромов
Невроз - психогенное (остро возникшее или являющееся результатом хронического воздействия психотравмирующей ситуации) психическое расстройство, проявляющееся специфическими клиническими феноменами, характеризующимися обратимостью, связью с психической травмой, доминированием аффективных и вегетативных расстройств при отсутствии психотич ...

Понятие стресса
О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует д ...

Психология усвоения иностранного языка у старшеклассников – билингвистов
Эффективность обучения иностранному языку в школе в большой степени зависит и от того, насколько его методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. В интересах дела необходимо не просто знать и четко различать сильные и слабые (с точки зрения требуемых результатов обучения) стороны каждого возраста, но главное, ставя ...

Категории