Психология » Психологические механизмы творчества » Барьеры в системно-динамической модели деятельности

Барьеры в системно-динамической модели деятельности

Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей". Барьер рассматривается как субъективно-объективная категория. Особое значение Р.Х. Шакуров придает делению барьеров на ценностные (первичные) и операционные (вторичные). Ценностные барьеры непосредственно связаны с потребностями, операционные - с устремлениями и действиями субъекта. Барьер - детерминирующий фактор динамизации деятельности. Жизнь человека состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров различного рода (физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д.) в целях удовлетворения потребностей. Преодоление - ведущий механизм становления человеческой личности. Главной функцией барьеров является мобилизация внутренних ресурсов индивида для преодоления сопротивления среды.

Системно-динамическая модель деятельности как процесс представлена последовательной включенностью субъекта в четыре фазы жизнедеятельности: I. Ориентировка в новой ситуации; II. Программирование; III. Исполнение программы; IV. Корректирование. Мотивация вводится в виде составного звена в каждую из фаз. На первой фазе потребность преобразуется в мотив, пройдя через специальный динамизирующий механизм, в последующем - в интерес, влечение к определенным ценностям. На второй фазе интересы и желания превращаются в намерение действовать. На третьей фазе указанное намерение превращается в установку действовать в направлении цели, которая приводит к удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта результатом деятельности. При этом на каждой фазе действие механизма обусловлено влиянием барьера: на I фазе - ценностно- информационного барьера, на II фазе - барьера неопределенности, на III фазе - предметно-преобразовательного барьера, на IV фазе - барьера дефицита информации о полученном результате.

Ценностно-информационный барьер состоит из двух взаимосвязанных блоков - ценностного (первичный барьер, выполняющий функцию актуализации потребности) и информационного (вторичный барьер, актуализирующий и динамизирующий операционные системы). Информационный барьер дает толчок к поисково-ориентировочным действиям, включающим: I) первоначальный анализ барьера, 2) его оценку с точки зрения преодолимости (прогноз успеха или неудачи), 3) постановку задачи по преодолению барьера, если прогноз оптимистический, 4) сбор и анализ информации об условиях деятельности.

Р.Х. Шакуров подчеркивает также, что идея о развивающем эффекте барьеров имплицитно содержится во многих исследованиях, особенно по психологии творческого мышления. Нельзя не согласиться с тем, что "развитие творческого мышления происходит в процессе преодоления информационно- преобразовательных нерутинных барьеров". Здесь мы сталкиваемся с делением барьеров на "нерутинные" и "рутинные". Ситуация творческой задачи интересна именно тем, что возникающий информационный барьер создает неопределенность в удовлетворении потребности.

Таким образом, в работах Р.Х. Шакурова намечены основные направления для изучения такого феномена как барьеры (внешние и внутренние, первичные и вторичные, "рутинные" и "нерутинные", информационные, социальные и др.), что вполне согласуется с моим стремлением углубленно исследовать явление барьеров в интеллектуальном творчестве с опорой в том числе и на данную концепцию, где особый интерес для нас представляют информационно- преобразовательные нерутинные барьеры.


Марихуана
Марихуана– это смесь высушенных, мелко нарезанных и выпаренных листьев, семян и цветков конопли зеленого, коричневого или серого цвета. Марихуана - самый распространенный нелегальный наркотик во многих странах, в том числе и в России. Человек, находящийся под воздействием марихуаны, испытывает головокружение, покачивается при ходьбе, в ...

Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...

Исследование личности
При любом заболевании страдает не только отдельный орган, определенная система, но и обязательно личность в целом, ибо организм и личность едины. Количественное и качественное изменение личности наряду с физиогенными причинами обусловлено и жизненными воздействиями, в том числе неблагоприятными биологическими и социальными факторами. П ...

Категории