Психология » Особенности личности подростков с аддиктивным поведением » Понятие и типология девиантного поведения

Понятие и типология девиантного поведения
Страница 2

При этом в понятиях девиантного поведения и делинквентного поведения не усматривается большой разницы.

Иной точки зрения придерживается В.В. Ковалев, считающий, что отождествление девиантного и делинквентного поведения ведет к стиранию граней между криминальными и некриминальными поступками, что может затруднить решение, как судебно-психиатрических, так и коррекционно-воспитательных вопросов [10; с.14].

По мнению В.В.Ковалева понятие девиантного поведения является, прежде всего, социально-психологическим, поскольку обозначает отклонения от норм межличностного взаимоотношения, принятых в конкретно-исторческом обществе, то есть главным образом - отклонения от нравственных норм данного общества.

Ряд ученых (Арзуманян С.Д., Беличева С.А.) применяют термины асоциального как синонима отклоняющегося поведения, под которым понимается поведение, в котором устойчиво проявляется отклонение от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [3; с.112].

При этом С.А. Беличева к социальным отклонениям корыстной направленности относит правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и пр.). Среди молодых людей такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных, уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях против личности (оскорбление, хулиганство, побои, а также тяжкие преступления, включая убийства).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, крайнее проявление социально-пассивной позиции – суицид [5; с.25].

А.А. Александров нарушения поведения делит на три группы: 1)реактивно обусловленные (побеги, суициды); 2)вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); 3)обусловленные патологией влечения (садизм и пр.). Причем, нарушения поведения первой группы вызваны, в основном, психотравмирующей ситуацией, второй - неправильным воспитанием, третьей - биологическими факторами [2; с. 51].

А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, исходя из социально-психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения: антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные. При этом девиантное поведение определяется как нежелательное или опасное для общества, отклоняющееся поведение от принятых социальных норм. К девиантному поведению антидисциплинарного типа указанные авторы, а также В.В.Ковалев относят нарушение режима и дисциплины, срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий. К антидисциплинарному поведению относятся следующие поступки - непризнание или невыполнение нравственных норм поведения в обществе, неповиновение старшим, родителям, неуважение и грубость по отношению к ним, вызывающие манеры поведения, осуждаемые обществом, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков и токсических веществ. К делинквентному поведению относятся лишь противоправные, преступные поступки [10; с.14].

Страницы: 1 2 3 4


Темперамент и личность
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональн ...

Этапы психотерапии
Выделяются 4 этапа: 1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта. 2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплат ...

Разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетент ...

Категории