Психология » Особенности личности подростков с аддиктивным поведением » Эмпирическое исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка. Организация исследования

Эмпирическое исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка. Организация исследования

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия наряду с динамическими изменениями современного общества в значительной мере осложняют повседневную реальность. В особо сложном положении при этом оказываются подростки, которые и так в силу своих психологических особенностей находятся в переходном, кризисном состоянии.

В ситуации нервного перенапряжения подростки часто склонны избегать сложившуюся жизненную ситуацию. При этом их «бегство от реальности» может выражаться в суицидальном или аддиктивном поведении. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, и это дает им иллюзию безопасности, восстановления психического равновесия [31; с.322].

Современная цивилизация породила особый способ ухода от реальности как последствие системы взаимодействия типа «компьютер – психика». Об его актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в официальной американской классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности [35].

Анализ психологической литературы показывает, что для понимания закономерностей формирования зависимого поведения необходимо выявление индивидуально-психологических особенностей личности, способных спровоцировать такое поведение. Именно исследование личностных особенностей зависимых лиц позволяет выделить условия, затрудняющие либо облегчающие процесс аддиктивной реализации.

1. Многие исследователи [Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., Курек Н.С., Соколова Е.Т., Толстых Н.Н., Кулаков С.А., Гриффитс М.] отмечают, что значительная часть подростков с аддиктивным поведением имеет серьезные личностные проблемы. Это нарушения психической активности, эмоционального тонуса, снижение самооценки, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и личностные расстройства.

Гипотеза нашего исследования: Личностная сфера подростков с аддиктивным поведением отличается от подростков нормального поведения; подростки с аддиктивным поведение отличаются повышенным уровнем мотивации к достижению успеха.

Предметом нашего исследования выступили доминирующий тип мотивации, уровня самооценки и притязаний подростков с аддиктивным поведением. Исследование проводилось на базе средней школы № 33 г.Минска. В состав как экспериментальной, так и контрольной групп вошли 32 подростка, средний возраст которых составил 15-16 лет. На первом этапе мы отобрали группу подростков с аддиктивным поведением, а именно, подростков имеющие компьютерную зависимость. Для этого мы в классах данной школы провели анкетирование, где были заданы интересующие нас вопросы [Приложение 1]. Для выяснения личностных особенностей нами был использован комплекс диагностических методик: Шкала оценки потребности в достижении; методика диагностики локализации внутреннего контроля личности (УСК).


Цветовые ассоциации
Психофизиологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурными и эстетическим аспектами. Цвет или сочетание цветов воспринимается человеком в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроения и культурного уровня и других факторов. Все спектральные цвета так или ина ...

Представление об "образе мира" в психологической науке
В трудах исследователей, занимающихся проблемами формирования образа мира, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, встречается ряд категорий, которые не имеют единой интерпретации. Обращение к сфере становления образа мира встречается в различных областях знаний: психологии, педагогике, философии, этнологии, культурологии, социологи ...

Уровень субъективного контроля («локус контроля»).
Стратегия управления, отражающая стремление решать вопросы укрепления дисциплины и создания нормального климата через жесткий контроль и материальное поощрение, оказалось связанной с такими чертами личности, как общая неуверенность, склонность к опасениям. Руководители, как впрочем, и все люди, заметно различаются по тому, кому они скл ...

Категории