Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоциоанльного интеллекта у учителей сельских школ. Специфика педагогической деятельности в условиях села

Исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоциоанльного интеллекта у учителей сельских школ. Специфика педагогической деятельности в условиях села
Страница 1

Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие. Такие аспекты культуры города или деревни, как экономическая деятельность, быт, традиционные искусства, система межличностных отношений, мировоззренческие представления образуют целостную своеобразную систему, являющуюся внешней по отношению к системе психического, носителем которого является конкретный человек.

Исследование психологических особенностей жителей села актуально тем, что сельские школы составляют более 70% от общего числа школ в России, в которых продолжает получать образование более шести миллионов учащихся, поэтому становится более чем очевидной ответственность как педагогов за качество образования сельской молодежи, так и учебных заведений, готовящих кадры для села, ибо образование – это залог прогресса и благосостояния сельского населения. В целом, актуальность проблемы сельских жителей привела к созданию в 1984 году Европейского общества организации ЕКОВАСТ, задачами которой является сохранение сельских обществ по всей Европе и развитие их экономической, социальной и культурной составляющих. В 1996 году в эту организацию вошла и Россия.

Как пишет Д.А.Казыханова [21], сельская жизнь с более размеренным, чем город ритмом, давними традициями, моральными устоями, отрицательным отношением к праздному образу жизни и вниманием к отдельному человеку служат положительным моментом. Сельские педагоги имеют возможность более тесно, чем городские учителя, знать и учитывать в воспитании детей семейные условия школьников, характер взаимоотношений с взрослыми, склонности, интересы учащихся. На селе, где все друг друга знают и где каждый на виду у всех, сильнее развит социальный контроль над учебной и трудовой деятельностью.

Другая, негативная, сторона особенного положения сельского учителя, по сравнению с городским, заключается в том, что на селе учитель не всегда имеет возможность получить современную необходимую методическую консультацию, в школах нет школьного психолога, у многих учителей мало времени на методическую подготовку, его "съедает" свое натуральное хозяйство, что отрицательно отражается не только на самосовершенствовании и культурном развитии, но и на воспитании детей подростков.

В настоящее время условия жизни основной массы жителей села в нашей стране в существенной мере уступают городским тем, что она ограничена возможностью приобщения людей к современной культуре и науке, тяжелее труд, хуже жилищные условия, ниже уровень бытового, коммунального, транспортного, торгового, медицинского обслуживания. В современных условиях, когда идет разрушение социальной инфраструктуры села и воспитательные возможности деревенского социума, существенно сужаются, основным средством духовного оздоровления остается общеобразовательная сельская школа.

При всей сложности жизнедеятельности сельской школы, если взглянуть на современные городские частные школы, можно найти то лучшее, что присуще маленькой сельской школе: доброжелательность и комфортность небольших по контингенту классов, ориентацию на самостоятельность, на овладение способами переработки информации, использование различных организационных форм общения – парной, групповой, индивидуальной, неспешность, не суетность в поступках и мнениях. Наконец, стремление создать условия общения с природой.

С целью расширения нашего представления о психологических особенностях сельских школьников мы обратились к работе Д.Б.Эльконина [51]. Он отмечает, что в отечественной педагогике и психологии имеется хорошая традиция психолого-педагогического изучения сельской школы и школьников, заложенных еще в двадцатые – тридцатые годы. Автор напоминает фамилии исследователей того времени, которые занимались проблемой села, это: С.Батхон, М.Бернштейн, А.Гельмонт, А.А. и Н.Н. Подпольские, Я.И.Степанов, С.Т.Шацкий, и указывает на те психологические исследования, которые проводились в 60-70-е годы 20-го столетия.

Страницы: 1 2 3


Незаконченные фигуры.
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, эк ...

Восприятие
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Образы восприятия построены на ...

Внушение и самовнушение
После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы суме ...

Категории