Психология » Я–концепция руководителя » Способность к ассертивности.

Способность к ассертивности.
Страница 1

Ассертивность (assertive - англ. - уверенность в себе, своих притязаниях)- это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую критику и решительно говорить себе и окружающим “нет”, когда этого требуют обстоятельства. Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.

Тест на ассертивность. В психологии менеджмента лица, имеющие мене 30 баллов, считаются бесперспективными в плане дальнейшего продвижения и карьеры. Их пассивность, внешнему нажиму, чрезмерная деликатность и щепетильность обрекают на положение “ведомого” и “жертвы”. Как правило, эти люди имеют низкую самооценку и низкий уровень притязаний, а в системе межличностных отношений их психологический статус редко бывают на уровне лидера. По шкале “воля” у них результаты ниже среднего. Однако практика свидетельствует о том, что каждому доступно повысить уровень своей ассертивности.

Обретение ассертивности помогает, нам меняет свое привычное поведение, лучше формулировать свои желания и требования, понимать, что компромисс - нередко лучшая из побед.

Большинство людей мечтает о том, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Нередко другие люди пытаются привлечь нас к делам или к исполнению решений, которые нам не по душе и участвовать в которых мы не согласны. Часто мы попадаем в ситуации, когда сами желаем достичь чего-либо, что считается за благо. Если события принимают нежелательный оборот, то, ввиду ли характера или под влиянием настроения, мы либо замыкаемся в себе, либо с излишней строптивостью бросаемся в бой.

Соответственно или отступаем, сдавая одну позицию за другой, или скорее наживаем себе врагов, нежели добиваемся удовлетворения своих потребностей или желаний.

Договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но как правило, с выгодой для наших противников - такой способ поведения, называемый АССЕРТИВНЫМ, предполагает, что человек ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН ХОЧЕТ И ЧЕГО НЕ ХОЧЕТ (по крайней мере, в данной конкретной ситуации) и МОЖЕТ ЭТО ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАТЬ - без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и любых других форм нападения на противоположную сторону.

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Тестовый материал на ассертивность в приложении 1 на странице 151.

Статистическая обработка в приложении 2 на странице 170.

Страницы: 1 2


Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школе
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифферен ...

Развитие эго-идентичности в подростковом возрасте. развитие я-образа, рефлексия и эмпатия
Образ Я вкл в себя я-реальное, я –идеальное, я-физическое, я –духовное, я как носитель опред.пола. Осн тенденции: 1. большой разрыв между я-реальным и я-идеальным. снижение самооценки, кот они маскируют 2. интенсивное развитие когнитивной составляющей образа Я - сравнение себя с другими, оценка сверстников выше оценки родитлей, подро ...

Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Представление, как психологическая категория
Для того чтобы наиболее полно и всесторонне изучить представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, нам необходимо более подробно остановиться на таких психологических категориях, как «образ», «представление» и «социальные представления». Понятие образа – сложная, собирательная категория, отражающая определенные я ...

Категории