Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Методы изучения профессиональной направленности

Методы изучения профессиональной направленности
Страница 1

Совершение ответственного выбора профиля обучения в старшей школе, то есть профилирующего направления собственной деятельности, предполагает возникновение у субъекта определенности к конкретному содержанию общественной практики. Выбор отражает ценностные ориентации в отношении профессиональной деятельности, символизирует готовность к самостоятельной жизни в обществе и служит показателем уровня личностного развития подростка. Профессиональный выбор как аспект личностного выбора, протекающий под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов в ситуации неопределенности, ограничивается моментом принятия решения об одной из неограниченного числа альтернатив. Осознанность и самостоятельность выбора профиля позволит реализовать центральную задачу Концепции профильного обучения, а именно создание условий для более полного учета склонностей и способностей обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Описание деревянные окна из сосны со стеклопакетом на нашем сайте.

Изучение профессиональной направленности в период допрофессионального развития субъекта труда предполагает исследование аттитюдов – готовности, предрасположенности субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Исследование аттитюдов имеет важное значение для понимания личностных механизмов, поскольку служит основой целесообразной избирательной активности – предстоящей деятельности, в качестве которой в данном контексте исследовании выступает профессиональная деятельность.

К методам исследования профнаправленности личности можно отнести проведение различных тестов и опросов для выявления его склонностей к той или иной профессии. Тесты - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

К числу тестов и опросов, направленных на изучение профнаправленности, можно отнести дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова

, методику Дж. Голланда

и психогеометрический тест

.

Содержание методики Климова:

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Затем необходимо посчитать все знаки «+» по столбцам, соответствующим следующим типам профессий:

1) «Человек-природа»

– все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном).

2) «Человек-техника»

– все технические профессии (механик).

3) «Человек-человек»

– все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (менеджер, учитель).

4) «Человек-знак»

– все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (математик, программист).

5) «Человек - художественный образ»

– творческие специальности (художник, актёр).

Содержание психогеометрического теста:

Даны пять фигур: зигзаг, круг, прямоугольник, квадрат и треугольник. Надо определить наиболее понравившуюся и поставить ее под номером один, а остальные фигуры проранжировать в соответствии со своими предпочтениями и записать под соответствующими цифрами.

Ключевой из всех фигур для менеджера по персоналу является треугольник

, так как треугольники – это прирожденные лидеры, обладающие пластичностью ума и целенаправленностью. Так же он символизирует лидерство. Поставившие треугольник на первое место личности, как правило, энергичные, сильные личности. Остальные фигуры выражают качества, которые менее необходимы для лидера.

Квадраты

- трудолюбивые, упорные личности, в них ярко выражена потребность доводить дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадраты заслуженно слывут эрудитами.

Прямоугольник

- фигура, символизирующая непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня".

Страницы: 1 2 3


Сновидения
Сновидения издавна поражают и волнуют людей. В древности сновидения рассматривались как «врата в иной мир»; считалось, что через сновидения может происходить контакт с другими мирами. Издавна люди пытались вызывать сновидения с помощью определенных ритуальных формулировок; подобные формулировки найдены даже в текстах, датированных приме ...

Методы индивидуального подхода.
Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения. Существует специальная методика, развивающая гибкость учащихся к различным стилям, называемая ОЗТ (Обучение – Закре ...

Применение внушения для лечебных целей
Проделав вышеописанные опыты и хорошо усвоив себе их сущность, ученик уже подготовлен для восприятия лечебного внушения. Он теперь, как вспаханная нива, на которой может взойти и взрасти брошенное семя. До того же он был невозделанной пашней, на которой семя могло только заглохнуть. Каково бы ни было заболевание пациента, — безразлично ...

Категории