Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Методы изучения профессиональной направленности

Методы изучения профессиональной направленности
Страница 1

Совершение ответственного выбора профиля обучения в старшей школе, то есть профилирующего направления собственной деятельности, предполагает возникновение у субъекта определенности к конкретному содержанию общественной практики. Выбор отражает ценностные ориентации в отношении профессиональной деятельности, символизирует готовность к самостоятельной жизни в обществе и служит показателем уровня личностного развития подростка. Профессиональный выбор как аспект личностного выбора, протекающий под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов в ситуации неопределенности, ограничивается моментом принятия решения об одной из неограниченного числа альтернатив. Осознанность и самостоятельность выбора профиля позволит реализовать центральную задачу Концепции профильного обучения, а именно создание условий для более полного учета склонностей и способностей обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Сонник к чему снится двери.

Изучение профессиональной направленности в период допрофессионального развития субъекта труда предполагает исследование аттитюдов – готовности, предрасположенности субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Исследование аттитюдов имеет важное значение для понимания личностных механизмов, поскольку служит основой целесообразной избирательной активности – предстоящей деятельности, в качестве которой в данном контексте исследовании выступает профессиональная деятельность.

К методам исследования профнаправленности личности можно отнести проведение различных тестов и опросов для выявления его склонностей к той или иной профессии. Тесты - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

К числу тестов и опросов, направленных на изучение профнаправленности, можно отнести дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова

, методику Дж. Голланда

и психогеометрический тест

.

Содержание методики Климова:

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Затем необходимо посчитать все знаки «+» по столбцам, соответствующим следующим типам профессий:

1) «Человек-природа»

– все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном).

2) «Человек-техника»

– все технические профессии (механик).

3) «Человек-человек»

– все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (менеджер, учитель).

4) «Человек-знак»

– все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (математик, программист).

5) «Человек - художественный образ»

– творческие специальности (художник, актёр).

Содержание психогеометрического теста:

Даны пять фигур: зигзаг, круг, прямоугольник, квадрат и треугольник. Надо определить наиболее понравившуюся и поставить ее под номером один, а остальные фигуры проранжировать в соответствии со своими предпочтениями и записать под соответствующими цифрами.

Ключевой из всех фигур для менеджера по персоналу является треугольник

, так как треугольники – это прирожденные лидеры, обладающие пластичностью ума и целенаправленностью. Так же он символизирует лидерство. Поставившие треугольник на первое место личности, как правило, энергичные, сильные личности. Остальные фигуры выражают качества, которые менее необходимы для лидера.

Квадраты

- трудолюбивые, упорные личности, в них ярко выражена потребность доводить дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадраты заслуженно слывут эрудитами.

Прямоугольник

- фигура, символизирующая непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня".

Страницы: 1 2 3


Становление произвольной памяти
1. Раскрытие условий, при которых дети начинают выделять цель - запомнить 2. Первичные формы произвольной памяти 3. Условия развития произвольной памяти ребёнка 4. Применение детьми операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей 5. Формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания ...

Тест
Как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям? А) Толерантность. Б) Плюрализм. В) Консенсус. Г) Акцентуация. Ответ: а – толерантность. ...

Классификация расстройств личности
Разработка клинической классификации расстройств личности встречает серьезные препятствия. Они обусловлены прежде всего многообразием вариантов аномальных личностей и существованием многочисленных переходных типов, изучение и систематизация которых очень сложна. Трудности в дифференциации личностных аномалий зависят, образно говоря, &qu ...

Категории