Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоциоанльного интеллекта у учителей сельских школ. Специфика педагогической деятельности в условиях села

Исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоциоанльного интеллекта у учителей сельских школ. Специфика педагогической деятельности в условиях села
Страница 2

Во многих исследованиях звучит мысль о большей референтной значимости учителя в селе, чем в городе. Как пишет Г.С.Абрамова, учитель сельской школы обладает большими возможностями воздействия на учащихся, так как находится в более тесном контакте с учащимися и родителями, чем учитель городской школы [1]. В этом плане очень актуальна и своевременна работа А.В.Даринского [15] и Д.А.Казыхановой [21], обратившейся к проблеме самообразования учителя сельской школы.

В условиях сельской школы профессионализм и компетентность работников народного образования является мощным двигателем реформирования и преобразования современного общества. Из сказанного видно, что сущность самообразовательной деятельности сельского учителя рассматривается как взаимосвязь, система действий сельского педагога, ориентированная на знания и умения, мастерство, творческий потенциал и его общую культуру.

Яркой особенностью села, по мнению В.А.Челноковой [47], являются тесные контакты жителей, что позволяет установить близость разных возрастных групп, включить детей в окружающую действительность, показать значимость решения производственных, духовных задач. Учитель в сельской местности работает с разными поколениями одних и тех же семей, является ведущей фигурой в организации культурно-массовой деятельности, пользуется уважением.

Проживание в селе имеет определенные особенности, оказывающие влияние на развитие подрастающего поколения. Одной из таких особенностей является то, что круг общения в деревне ограничен численностью населения. Поэтому общение строится на глубоком и всестороннем знании окружающих людей, на коллективных переживаниях, общей радости и заботе.

Как показал анализ доступной нам литературы, исследования, посвященные специфики учебной деятельности в условиях села, мало обращены к личности педагога, в основном в центре внимания - личность учащегося.

Так, в работах, выполненных в этом направлении, показано, что психологической нагрузкой, тревожащим фактором для молодого человека из села, по сравнению с городским, является то, что для продолжения образования ему предстоит поехать в город, где его встречает смена социального окружения, отсутствие помогающего, а порой и контролирующего внимания взрослых, урбанизированная обстановка и стиль жизни. При этом возможен вариант не поступления в желаемое учебное заведение, не осуществление намечаемых планов. К тому же недостаточность качества знания по сравнению с городскими выпускниками создает дополнительные сложности в его самореализации и росте [8, 29].

Анализируя работы психологов, выполненные в русле психологических проблем сельской школы, Д.Б.Эльконин отмечает работы Г.Е.Залесского, Е.М.Крутого, Н.И.Крылового, А.В.Лебедь, М.А.Меньшиковой, в которых, соответственно, показаны ценностные ориентации в области науки у учащихся городских и сельских школ; рассмотрена структура формальных ученических групп в городских и сельских школах; изучены профессиональные намерения учащихся городских и сельских школ, изучено усвоение природоведческих знаний сельскими и городскими младшими школьниками и отмечены учебно-познавательные и общекультурные интересы учащихся городских и сельских школ. Оказалось, что общая начитанность у сельских школьников меньше, чем у городских и уровень профессиональных притязаний у сельских школьников ниже, чем у городских, а профессиональная направленность у сельских школьников более узка. В будущей профессии сельские школьники больше ценят практическую деятельность.

Кроме аналитической обрисовки названных исследований, заглядывая вперед, Д.Б.Эльконин останавливается на мысли, что необходимо несколько изменить методологию исследования сельских школьников и эффективности работы сельских школ, и поскольку настала пора переходить от простой констатации фактов к стратегии сравнительного анализа он говорит, что необходим переход к интенсивным, длительным систематическим исследованиям хода развития сельских школьников, особенно таких его параметров, которые вскрывают динамику развития [51].

В различные годы были проведены исследования, посвященные выявлению или освещению психологических особенностей жителей села и их детей. Так, А.И.Липкина исследовала отношения учащихся к оценкам учителей, а также сравнивала самооценку учащихся городских и сельских школ. Сравнительный анализ полученных данных не обнаружил существенных различий между детьми, обучающимися в городских и сельских школах [32].

Страницы: 1 2 3


Каким должно быть воспитание детей?
Какой бы парадоксальной не показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребенка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребенка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нем в ...

Психическое развитие в младенческом возрасте
Младенческий возраст – 0-1 год (по Эльконину). Ведущий вид деятельности – непосредственно эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприя ...

Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или обусловлены культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли научиться невер ...

Категории