Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 1

Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития; в процессе профессиональной ориентации учет индивидуальных особенностей может способствовать нахождению адекватных этим особенностям способов и средств выражения человеком своей индивидуальности и успешному профессиональному становлению (41, с. 9).

Рассмотрим отдельные аспекты, определяющие актуальность изучения вопросов, связанных с поиском типологических особенностей профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

Проблема поиска жизненного пути не может не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения существуют на протяжении всей жизни человека (особенно на профессионально-ориентационном уровне) и в этом смысле, считает Л.М. Митина, проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца. По этому поводу Катаева Л.И. замечает: «Несмотря на то, что в последние годы проблемное поле акмеологии как самостоятельной науки в области человекознания значительно расширилось, в том числе и в сфере самоопределения индивида и личности, тем не менее, проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта видоспецифической профессиональной активности и особой граждански, духовно неповторимой индивидуальности остается одной из главных, актуальных проблем акмеологии». Такое положение вещей, по ее мнению, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само развитие рассматривается как априорная характеристика жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С другой стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только о специфике развития человека в ней, но и о таких общих проблемах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента Л.И. Катаева ссылается на тот факт, что не только в российской науке, но и в обыденной жизни появилось представление о профессиональной деятельности как главной характеристике взрослого человека, предопределяющей любые направления его жизнедеятельности (А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.) (20, с.151). «Учеными подчеркивается, - пишет она, что проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» (20, с.151).

В связи с этим особую важность приобретает проблема оказания психологической помощи самоопределяющимся субъектам. Поиск путей эффективного профессионального самоопределения человека, помощь ему в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями, потребностями и ценностными установками является одной из важнейших задач практической деятельности психолога.

Системный и субъектно-деятельностный подходы в отечественной психологии, обоснованные и развиваемые в работах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского и др. исследователей, являются методологической основой изучения психологических закономерностей профессиональной деятельности и, в частности, пригодности человека к труду, и развития личности профессионала. Объектом и предметом исследования в данном направлении выступают личностные характеристики субъекта, которые отражают его возможности в освоении той или иной конкретной профессии, в реализации жизненных и профессиональных планов, успешном выполнении трудовых задач в условиях большой сложности, ответственности и опасности деятельности. Личностный принцип изучения стуктурно-динамических закономерностей формирования и проявления профессиональных способностей, профессионализации субъекта в условиях его онтогенетического развития и деятельностной детерминации находит широкое использование в исследованиях профессиональной пригодности субъекта (5, с.73).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Управление конфликтами: прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение.
Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам: 1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать) 2. даже те конфликты, которые необходимо предупредить, очень сложно ...

«Волшебные кляксы»
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях. ...

Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сложнейшей исторической проблеме - кто и кем был Моисей? - духовный вождь еврейского народа. З.Фрейд н ...

Категории