Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 1

Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития; в процессе профессиональной ориентации учет индивидуальных особенностей может способствовать нахождению адекватных этим особенностям способов и средств выражения человеком своей индивидуальности и успешному профессиональному становлению (41, с. 9).

Рассмотрим отдельные аспекты, определяющие актуальность изучения вопросов, связанных с поиском типологических особенностей профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

Проблема поиска жизненного пути не может не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения существуют на протяжении всей жизни человека (особенно на профессионально-ориентационном уровне) и в этом смысле, считает Л.М. Митина, проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца. По этому поводу Катаева Л.И. замечает: «Несмотря на то, что в последние годы проблемное поле акмеологии как самостоятельной науки в области человекознания значительно расширилось, в том числе и в сфере самоопределения индивида и личности, тем не менее, проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта видоспецифической профессиональной активности и особой граждански, духовно неповторимой индивидуальности остается одной из главных, актуальных проблем акмеологии». Такое положение вещей, по ее мнению, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само развитие рассматривается как априорная характеристика жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С другой стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только о специфике развития человека в ней, но и о таких общих проблемах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента Л.И. Катаева ссылается на тот факт, что не только в российской науке, но и в обыденной жизни появилось представление о профессиональной деятельности как главной характеристике взрослого человека, предопределяющей любые направления его жизнедеятельности (А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.) (20, с.151). «Учеными подчеркивается, - пишет она, что проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» (20, с.151).

В связи с этим особую важность приобретает проблема оказания психологической помощи самоопределяющимся субъектам. Поиск путей эффективного профессионального самоопределения человека, помощь ему в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями, потребностями и ценностными установками является одной из важнейших задач практической деятельности психолога.

Системный и субъектно-деятельностный подходы в отечественной психологии, обоснованные и развиваемые в работах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского и др. исследователей, являются методологической основой изучения психологических закономерностей профессиональной деятельности и, в частности, пригодности человека к труду, и развития личности профессионала. Объектом и предметом исследования в данном направлении выступают личностные характеристики субъекта, которые отражают его возможности в освоении той или иной конкретной профессии, в реализации жизненных и профессиональных планов, успешном выполнении трудовых задач в условиях большой сложности, ответственности и опасности деятельности. Личностный принцип изучения стуктурно-динамических закономерностей формирования и проявления профессиональных способностей, профессионализации субъекта в условиях его онтогенетического развития и деятельностной детерминации находит широкое использование в исследованиях профессиональной пригодности субъекта (5, с.73).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Что же такое наше "Я", как оно возникает и какова его роль в деловом общении?
"Я" — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формиро ...

«Техно» зависимость
Это одна из самых распространенных видов зависимости среди абонентов до 30-ти. Молодые люди все чаще стают заложниками технического прогресса, и боятся пропустить даже самое незначительное нововведение, ведь если такое случится они ужасно отстанут от жизни и их окружение будет посмеиваться над их отсталостью и непросвещенностью. Сейчас ...

Предмет, проблемы, задачи клинической психологии
Клиническая психология (греч. Klinike - врачевание, kline –постель, ложе) - область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи клинической психологии определяются потребностями клиники психиатрической, ...

Категории