Компоненты волевой регуляции поведенияСтраница 1
Деятельность осуществляется системой действий. Действие – структурная единица деятельности. Различаются психические (перцептивные, умственные, мнемические) и внешние, практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительскую и контрольную части. [30] Каждое действие совершается для достижения определенной цели. Цель – психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий – характер и последовательность операций. Операция – структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Цель деятельности задает ее общее направление. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия. [19]
Приступая к определенной деятельности, человек осуществляет предварительную ориентацию в условиях деятельности, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации для достижения цели.
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой действия. Эффективность деятельности человека зависит от содержания его ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида. [8]
При реализации деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.
Навык – стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля. [1]
Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки – одномоментное, стереотипизированное отражение опознавательных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки – стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки – стереотипизированное использование привычных орудий действий.
Навыки характеризуются различной степенью обобщенности – широтой или различных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы, цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированны. Так, навыку письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на разрешение более сложных задач. [9]
Большинство повседневных действий – навыки. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включает частично автоматизированные действия в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий. [11]
Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т.п.) и общими (навыки сравнения, обобщения). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков – происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный; отсюда трудности переучивания и перевоспитания. Наличие навыка создает готовность к определенному действию – операциональную установку. [37]
Патология воли. Виды
Волевая сфера в рамках познавательных процессов представлена мотивационным аспектом. При этом существенным является оценка влияния мотивационных процессов и активности личности в познании действительности.
Для клинической психологии важны такие особенности волевой деятельности как: целеустремленность, решительность и настойчивость, кот ...
Вывод
В ходе проведенной повторно диагностики мы видим, что самооценка стала более адекватной во всех случаях. В этом случае мы склонны утверждать, что разработанный нами комплекс мероприятий в виде игровых занятий оказывает положительное влияние на формирование самооценки дошкольников. Это стало возможным в виду того, что при проведении перв ...
Серый
Самое точное определение серого цвета — нейтральность. Редко случается, что кто-то или любит, или ненавидит этот цвет. Серый цвет не кричит о себе, что он лоялен и заслуживает доверия, как цвет морской волны, или что он динамичен, как красный. Серый цвет бесстрастен, формален и полон достоинства.
В сером не хватает тепла, что делает ег ...