Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Компоненты волевой регуляции поведения

Компоненты волевой регуляции поведения
Страница 1

Деятельность осуществляется системой действий. Действие – структурная единица деятельности. Различаются психические (перцептивные, умственные, мнемические) и внешние, практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительскую и контрольную части. [30] Каждое действие совершается для достижения определенной цели. Цель – психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий – характер и последовательность операций. Операция – структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Цель деятельности задает ее общее направление. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия. [19] Толщиномеры micronics tm8812 ультразвуковой толщиномер.

Приступая к определенной деятельности, человек осуществляет предварительную ориентацию в условиях деятельности, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой действия. Эффективность деятельности человека зависит от содержания его ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида. [8]

При реализации деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.

Навык – стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля. [1]

Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки – одномоментное, стереотипизированное отражение опознавательных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки – стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки – стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщенности – широтой или различных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы, цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированны. Так, навыку письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на разрешение более сложных задач. [9]

Большинство повседневных действий – навыки. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включает частично автоматизированные действия в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий. [11]

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т.п.) и общими (навыки сравнения, обобщения). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков – происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный; отсюда трудности переучивания и перевоспитания. Наличие навыка создает готовность к определенному действию – операциональную установку. [37]

Страницы: 1 2


Общение со сверстниками в ранней юности. Особенности юношеской дружбы и любви
Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у дев ...

Методы исследования, применяемые для изучения переговоров и переговорного процесса
Существуют самые различные методы исследования, используемые для изучения переговоров и переговорного процесса. Среди данных методов наиболее широко используются следующие [30, с.166]. Метод творческой визуализации Данный метод может быть использован для анализа причин конфликта. Это фактически использование воображения, путешествие в ...

Проблема личности в социальной психологии
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб­лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет­ся специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предме­та социальной психологии заложена некоторая против ...

Категории