Функции конфликтаСтраница 2
Реализация двух главных функций конфликта — деструктивной (разрушительной) и конструктивной (созидательной) — во многом зависит от социальных установок и отношения к конфликту, от той роли, которая ему отводится в жизни человека и общества, и, что не менее важно, от обучения поведению в конфликте.
Важнейшие деструктивные (негативные) функции конфликта выражаются в [30, с.182]:
- непонимании и отсутствии стремления понять друг друга;
- неадекватности восприятия и реагирования на действия и высказывания другой стороны;
- изменении психологического климата в группе;
- уменьшении сотрудничества и нарастании изоляции;
- изменении деловой активности, снижении производительности каждого и группы в целом;
- подмене цели — люди стремятся не к достижению согласия и реализации первоначальной цели, а к победе, утверждению силы;
- изменении эмоционального состояния;
- эмоциональных затратах в процессе конфликта;
- истощении материальных и духовных ресурсов, жизненных сил в результате конфликта;
- нарушении стабильности сложившейся системы отношений.
Главные конструктивные (позитивные) функции социального конфликта:
- способствует изменениям и развитию (личности или группы), позволяет сторонам лучше понять друг друга;
- стимулируя развитие личности, способствует росту у человека чувства ответственности, осознанию им собственной значимости:
- способствует сплочению единомышленников, т.е. структурированию групп и созданию коллективов, организаций;
- создавая условия выбора или принятия решения, открывает дорогу новому, усовершенствованиям, творчеству, не давая сложившейся системе отношений застыть, окостенеть;
- играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники узнают иногда самые неожиданные вещи яруг о друге и о себе;
- создает условия для переоценки отношений моральных качеств людей — ответственности, порядочности, преданности делу и т.д., в возникающих ситуациях выявляются достоинства и недостатки людей, не замечавшиеся прежде;
- стимулирует активность, создает условия для выдвижения новых лидеров;
- снимает подспудную напряженность и дает ей выход, восстанавливая оптимальное равновесие в отношениях, в возможностях развития и эффективного функционирования социальных субъектов (индивида, группы, систем и организаций);
- выполняет диагностическую функцию: выявляя поле напряжения, неблагополучия, рассогласования целей, интересов (иногда его используют как средство, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел), можно понять, как изменить ситуацию [37, с.144].
1.3 Типология конфликтов и причины их возникновения
В соответствии с приведенной в Приложении 2 схемой, существуют следующие типы конфликтов:
- конфликты с участием человека: это социальные и внутриличностные;
- зооконфликты: это интропсихические и зоосоциальные.
Cоциальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с масштабными, историческими изменениями.
Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты. Поль Фресс и Жан Пиаже писали в "Экспериментальной психологии": "Человек, поставленный перед необходимостью выбирать один из двух объектов, может выбрать один из них и, уже приняв решение, воспринимать второй объект как имеющий значительно более высокую ценность (poss-decision conflict) [30, с.77]. Возможен также конфликт вследствие того, что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или ненавидят друг друга. Возможны также конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т.д."
Исходя из приведенной типологии конфликтов, к социальным и внутриличностным типам конфликтов можно отнести и причины их возникновения
Существует четыре группы причин конфликтов:
|
организационно- управленческие
личностные |
объективные субъективные |
Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в
октябре 1918 года
Настоящие заметки вызваны желанием, чтобы указания и советы, данные Эмилем Куэ во время его пребывания в Париже в октябре 1918 года, стали известны наиболее широким слоям публики.
Оставим на сей раз в стороне множество тех отягощенных телесными и душевным недугами, которые под благодетельным влиянием Куэ испытали облегчение . или совер ...
Проблема личности в социальной психологии
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая против ...
Соотношение непроизвольного и произвольного
запоминания
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С. Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картино ...
