Психология » Основы психологии » Предмет и задачи психологии и этикиделового общения

Предмет и задачи психологии и этикиделового общения
Страница 2

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности;

выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д.

Не всякий собственник предприятия есть хозяин, ибо не всякий предприниматель действует "по-хозяйски".

В условиях затянувшегося глубокого общего кризиса в стране сформировался весьма противоречивый тип массового сознания, общественной психологии, который нельзя не учитывать в практике предпринимательской деятельности.

При общем осознании растущих возможностей для творческой инициативы в хозяйственной и социально-политической сферах растут и настроения отчуждения, скептицизма, пессимизма, безысходности и безнадежности у значительной части населения.

Ясно, что с таким массовым психологическим настроем эффективной экономики, а, следовательно, и демократических порядков, не создать как в рабочих коллективах, так и в обществе в целом. Отсюда важнейшая задача специалистов и руководителей всех уровней — переломить этот доминирующий настрой, психологически оздоровить трудовые коллективы, все общество.

Необходимо создавать настроенность на инициативу, подъем, желание работать, делать свое дело.

Экономический рост, процесс укрепления демократических институтов смогут обеспечить только активные, творчески мыслящие люди, нацеленные на новые формы жизни и деятельности. И такие люди постепенно рождаются в России даже в сложных условиях переживаемого кризиса.

Таким образом, чтобы привести в движение живую энергию людей, современный руководитель должен знать и учитывать основные психологические закономерности, приобщать к ним своих сотрудников, активизировать их производственную и общественную деятельность.

Сегодня особенно важно уметь избавить людей от страхов и опасений, внушить им веру в себя, в свои силы, вселить надежду на лучшее будущее.

Процесс этот, конечно, будет идти медленно, постепенно. Но важно думать и действовать в этом направлении, не сдаваться, шаг за шагом добиваться изменения нравственной ситуации в своих производственных коллективах, а вместе с тем со временем — и во всем обществе. Идя по этому пути, мы сможем избавиться от "дурной наследственности", нравственно преобразиться, стать цивилизованными гражданами, имеющими собственное достоинство и совесть.

Жизнь настоятельно требует от руководителей, действующих в условиях рынка, неустанного поиска способов удовлетворения в процессе трудовой деятельности не только материальных, но и постоянно изменяющихся социально-психологических потребностей людей.

Отсюда становится понятным, что отечественной практике деловых отношений никак не обойтись без овладения принципами и методами психологического обеспечения хозяйственной деятельности. Из области благих пожеланий психологическая подготовка и для современно отечественного руководителя переходит в область суровой необходимости.

Однако, приступая к изучению методов психологического обеспечения хозяйствования, следует также с самого начала предупредить об опасности преувеличения, а тем более абсолютизации этих методов в деловых отношениях. Современный менеджер должен постоянно обеспечивать баланс в распределении усилий между разными направлениями работы, не допуская перекосов в ту или иную сторону.

Современная наука с этой целью выработала в качестве оптимальной модель трехмерного управленческого мышления. Опираясь на эту трехмерную модель, современная практика пришла к выводу, что потребители товаров и услуг покупают все же не персонал фирмы, сколь бы благополучен психологически он ни был, а товар, производимый фирмой, или ее услугу. Именно качество продукта поддерживает уровень продаж, а улыбка продавца, официанта или оператора банка — лишь дополнительное вознаграждение. Нужен баланс между умением управлять людьми и умением производить продукты.

Этот комплексный подход к управленческой деятельности не исключает необходимости понимания своеобразия, особой значимости, уникальности ее гуманистического аспекта. Дело в том, что среди многочисленных ресурсов, обеспечивающих успех дела, человеческие ресурсы отличаются одним, но очень существенным качеством: при соответствующем управлении наращиваются, становятся более качественными, ценными. Итак, в трехмерном пространстве управления, измеряемом параметрами — продукт, человек, эффективность — управление по параметру "внимание к человеку" является приоритетным. Этим обстоятельством и обусловлены повышенные требования к подготовке менеджера в области знания человеческой психологии.

Страницы: 1 2 


Психологические тесты и их оценка
Тест –это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных показателей индивидуально-психологических различий. Тест представляет собой серию заданий, ответы на которые имеют однозначную интерпритацию. Суммарный балл по тесту сравнивается со стандартной тестовой нормой. На основании резу ...

Кризис трех лет: причины и симптоматика
Кризис трехлетнеговозраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят ...

Психологическая диагностика
Начнем с психодиагностики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность. Схема 1.1. Психодиагностика как сфера практики опирается на психодиагностику как науку. Л.Ф. Бурлачук, автор учебника по данной дисциплине, определяет психодиагностику как область психологической нау ...

Категории