Психология » Клиническая психология » Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия

Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия
Страница 13

Психотерапия

Психотерапия — это один из видов оказания психологической помощи и психологического воздействия на пациента с целью купирования психопатологической (в первую очередь, невротической и психосоматической) симптоматики. Как было показано выше, психотерапия относится к сфере медицинской деятельности, поскольку: а) сочетает в себе психологические и общемедицинские знания в отношении показаний и противопоказаний; б) накладывает на психотерапевта ответственность (в том числе, уголовную) за ненадлежащее или несоответствующее (неквалифицированное) использование методов и способов психотерапии.

Традиционно выделяют три подхода при проведении психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный) и феноменологический. Целью психотерапии в узком понимании термина становится исцеление пациента от психопатологической симптоматики в рамках невротических, характерологических (личностных) или психосоматических расстройств. Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных выделяется:

• характер психопатологического симптома (синдрома)

• этиопатогенез психических расстройств

• индивидуально-психологические особенности пациента

Среди субъективные параметров важное значение придается: а) индивидуально-психологическим особенностям психотерапевта; б) широте его психотерапевтических знаний и навыков; в) ситуационным моментам (наличие времени и соответствующего места для проведения психотерапевтического сеанса).

Ориентация на выделенные клинические параметры обосновывается эффективностью тех или иных методик, практикуемых теми или иными психотерапевтами при определенных психических состояниях и процессах пациента.

Различия психотерапевтических подходов

Основные тематические параметры

Динамический подход

Поведенческий подход

Феноменологический подход

Природа человека

Движется сексуальными и агрессивными инстинктами

Продукт социального научения и обусловливания; ведет себя на основании прошлого опыта

Имеет свободную волю и способность к самоопределению и самоактуализации

Основная проблема

Сексуальное подавление

Тревога

Психическое отчуждение

Концепция патологии

Конфликты в сфере инстинктов: бессознательные ранние либидозные влечения

Приобретенные стереотипы поведения

Экзистенциальное отчуждение: утрата возможностей, расщепление "Я", рассогласование между мыслями, чувствами и поведением (потеря аутентичности)

Концепция здоровья

Разрешение интрапсихических конфликтов: победа "Эго" над "Ид", т.е. сила "Эго"

Устранение симптомов: отсутствие специфического симптома или снижение тревоги

Актуализация личностного потенциала: рость "Я", аутентичность и. спонтанность

Вид изменения

Глубинный инсайт: понимание раннего прошлого

Прямое научение; поведение в текущем настоящем, т.е. действие или действие в воображении

Непосредственное переживание: ощущение или чувство в данный момент

Временной подход и "фокус"

Исторический: субъективное прошлое

Неисторический: объективное настоящее

Отсутствие историзма: феноменологический момент ("здесь-и-сейчас")

Задачи терапевта

Понять бессознательное психическое содержание и его историческое, скрытое значение

Программировать, подкреплять, подавлять или формировать специфические поведенческие реакции для устранения тревоги

Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия, способствующей самовыражению (от физического до душевного)

Основные техники

Интерпретация. Материал: свободные ассоциации, сновидения, обыденное поведение, перенос и сопротивление

Обусловливание систематическая десенсибилизация, позитивное и негативное подкрепление, моделирование

"Энкаунтер" ("встреча"): равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств

Роль терапевта

Нейтральная. Помогает пациенту исследовать значение свободных ассоциаций и другого материала из бессознательного

Учитель (тренер). Помогает

пациенту заменять дезадаптивное поведение на адаптивное. Активный, ориентированный на действие

Фасилитатор (ускоритель) роста личности

Характер связи между терапевтом и

пациентом

Трансферентная и первостепенная для лечения: нереальные взаимоотношения

Реальная, но второстепенная для лечения: взаимоотношения отсутствуют

Реальная и первостепенная для лечения, реальные взаимоотношения

Лечебная модель

Медицинская: врач-пациент. Авторитарная.

Терапевтический союз

Образовательная преподаватель-ученик.

Авторитарная. Учебный союз

Экзистенциальная: общение двух равных людей. Эгалитарная (равноправная). Человеческий союз

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Задача 12
Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению. Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, образование квазипотребн ...

Как практически применять сознательное самовнушение?
Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем как уснуть, следует закрыть глаза и, не стараясь сосредоточивать внимание на том, что говоришь, произнести двадцать раз, — отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками, — и при этом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова, — следующую фразу: «Мне с каждым днем становится во вс ...

“Голубой” экран. Гомосексуализм и телевидение
Ранее запретная тема гомосексуализма начала получать активное распространение во многом благодаря развитию телеиндустрии. В начале 70-х фильм Нормана Лира (Norman Lear) “All in the Family” (“Дела семейные”) мельком затрагивал тему гомосексуализма и лесбиянства. К середине 80-х годов упоминания на американском телевидении о гомосексуал ...

Категории