Введение

Учебник по психогенетике Равич-Щербо и других авторов – первый, написанный на русском языке, в котором в доступной форме содержатся необходимые психологу сведения по общей генетике, излагается при этом история развития психогенетики за рубежом и в России.

Психогенетика – область знаний, пограничная между дифференциальной психологией и генетикой.

Предмет ее исследований – относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

В настоящее время в область психогенетических исследований входит и индивидуальное развитие, то есть и механизмы перехода с одного этапа развития на другой, и сами индивидуальные траектории развития.

Работа посвящена одной из ведущих областей – новой – психогенетике индивидуального развития, в частности, его девиантных форм. На всем протяжении существования психогенетики как науки ученые проявляли особое внимание к природе дизонтогенеза – индивидуального развития, выходящего за пределы «норм развития» (в отличие от онтогенеза – индивидуального развития особи, в соответствии с возрастными и социально-культурными нормами).

Рост интереса к исследованию генетических аспектов разных форм дизонтогенеза вполне закономерен в связи с повышением внимания к проблемам детства.

Статистика показывает, что каждый десятый ребенок, проживающий в развитых странах, подвержен риску девиантного модуса развития возможно в какой-то одной из его форм:

А) криминогенное поведение,

Б) Эпизоды депрессии или тревожности,

В) неадекватность умственного, интеллектуального или эмоционального развития.

Цифра очень серьезная: около 10% детей ( по статистике ВОЗ) страдают и будут страдать какой-либо патологией психического развития. За 15 лет в большом количестве исследований изучалась генетика разнообразных форм отклонений от нормального развития в детском возрасте. Эти исследования позволили предположить, что генотип играет значительную роль в формировании более мягких отклонений от нормальной траектории развития.

Возможность использования генетических маркёров, простота и доступность их в обращении дали ученым хороший шанс для детального изучения механизмов генетических влияний.

В этой работе я хочу проанализировать наиболее распространенные формы детского девиантного развития, в этиологии которых существенная роль принадлежит генотипу. Основным критерием в выборе для анализа именно психических нарушений было то, что они в совокупности покрывают спектр от крайне серьезной и редкой формы дизонтогенеза – аутизма до часто встречающегося отклонения, которое можно при желании обнаружить в любой школе – специфической неспособности к обучению.

Между ними находится состояние, пограничное между клиникой и нормой и называемое синдромом дефицита внимания и гиперактивности.


Потребности и система ценностей
Известно, что с глубокой древности человек начал познавать мир. Но не всегда обращают внимание на другой момент: люди не только познают мир, но и оценивают его. Для развития общества необходимы и познавательная, и оценочная деятельность, причем одна не может заменить другую. Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые на ...

Теоретические основы изучения потребностей в достижениях у старшеклассников-билингвистов. Постановка проблемы мотивации в психологии
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» ( ...

Что провоцирует стресс?
Люди испытывают стресс и от ситуаций, которые объективно не могут быть признаны стрессовыми, - ситуаций, провоцирующих неосознанный стресс. Такой стресс может проявляться в различных формах. ФОРМА 1: ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВЫЧНЫХ СИТУАЦИЙ Конечно, серьезные события вызывают объективный стресс: рождение ребенка, уход на новую работу, смена кварт ...

Категории