Психологическая диагностика
Страница 1

Начнем с психодиагностики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность.

Схема 1.1.

Психодиагностика как сфера практики опирается на психодиагностику как науку. Л.Ф. Бурлачук, автор учебника по данной дисциплине, определяет психодиагностику как область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (с.104). Он же констатирует, что по мере развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик. Которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики (образовательная, медицинская, профессиональная психодиагностика и т.д.). Психодиагностику как психологическую практику определяют как постановку психологического диагноза. Диагноз - это распознавание. Следовательно, психодиагностика - отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.

Существует двойственное отношение к практической психодиагностике, с одной стороны, как вспомогательной, а с другой - ей отводят место фундамента практической психологии. На основе результатов психодиагностики выстраиваются такие направления работы, как психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и т.д. Психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов. Психодиагностика, проводимая сама по себе, уже приобретает другой статус. Она может быть частью научного исследования (но не практической деятельности), может быть развлечением (по типу гороскопа, напечатанного в развлекательном журнале). Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, если ее данные оказывают какое-то практическое действие, например, на обследуемый объект.

Стадиями психодиагностики как направления психологической практики являются:

анализ психологического запроса и формулирование психологической проблемы; изучение ситуации клиента; выбор средств психодиагностической работы; собственно психодиагностическое обследование, написание психодиагностического заключения.

Рассмотрим более подробно содержание этих стадий на примере психодиагностической работы с детьми (используем материалы Д. Лубовского).

1. Анализ психологического запроса и формулирование психологической проблемы. Одна из самых больших сложностей с запросом состоит в том, что он, как правило, неоднозначен и имеет несколько уровней. Возможно, что обратившийся за помощью осознает лишь поверхностный уровень своей проблемы (например, явные трудности во взаимоотношениях с близкими), а глубинный уровень (например, это могут быть его личностные особенности) не осознается. Более глубинный уровень запроса является по сути проблемой, с которой предстоит работать.

2. Изучение ситуации клиента. Этот этап диагностики включает сбор данных о социальной ситуации развития и жизнедеятельности клиента (группы). Например, при индивидуальной работе с ребенком требуется выяснить достаточно много:

- сведения о семье (состав семьи, возраст родителей. Род занятий. Особенности взаимоотношений в семье, принятую родителями тактику воспитания ребенка, увлечения и возможно вредные привычки родителей);

- сведения о развитии ребенка (был ли он желанным), как протекали беременность и роды, какие он перенес заболевания в детстве, основные события в его физическом развитии: когда пошел, когда заговорил; какие у него любимые занятия, интересы и пр)

Страницы: 1 2


Вопросы для повторения
1. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь. 2. Каковы функции восприятия в процессе общения? 3. Охарактеризуйте невербальные средства общения. 4. Назовите основные элементы вербального общения и охарактеризуйте их. 5. Какова роль обратных связей в передаче информации? 6. Расскажите, как надо и как не надо слуша ...

Неспособность к обучению
Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (ЗУНами) (чтения, правописания, математики, общения). Это понятие НО никак не должно ассоциироваться ни с понятием неуспеваемости, ни с более о ...

Развитие непроизвольной памяти
По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят о ...

Категории