Психология » Формирование впечатлений и агрессии » Факторы формирования впечатлений

Факторы формирования впечатлений
Страница 1

Особенностью нашего исследования является изучение данной тематики с точки зрения актуальности полученных ранее результатов на сегодняшний день. Современный контекст, в котором испытуемые формируют представление о личности по предложенным им (оригинальным) чертам, характеризуется высоким темпом изменений (на уровне образа жизни, ценностей), ориентацией на деловые качества личности, ее самостоятельность. К этому стоит добавить, что в своем исследовании мы уделили внимание сформированному самостоятельно испытуемым образу персонажа, представленному в виде свободного текста, и его влиянию на уже заданные нами критерии оценки личности (шкалы, использованные Ашем в его исследовании).

Цель. Выявить различия в механизме формирования первого впечатления о личности в современном контексте по сравнению с результатами классического эксперимента С. Аша при условии сохранения определяющих результат элементов процедуры и методики.

Задачи: 1) сравнение результатов воспроизведенного исследования С. Аша с оригинальными с учетом дополнительных переменных: образование испытуемого, степень его знакомства с психологией, субъективная оценка общительности; 2) изучение причинной связи «влияние центральной черты («теплый» или «холодный») - свободное описание испытуемым сформированного им образа персонажа - результаты его категоризации с помощью заданных шкал»;

Объектом нашего исследования являются процессы межличностного восприятия, предметом - механизм формирования первого впечатления о личности.

Процедура исследования. Для получения новых результатов, в саму процедуру исследования, нами были введены некоторые изменения. Двум группам испытуемых в устной форме было предоставлено два списка прилагательных: умный, искусный, трудолюбивый, теплый/ холодный, уверенный, практичный, осторожный. Эти прилагательные предоставлялись обеим группам как некоторые качества, описывающие конкретного человека. После двух прочтений, испытуемых просили в свободной форме описать впечатление, которое сложилось у них об этом человеке.

Только после выполнения данного задания всеми членами группы происходил переход к следующему этапу исследования. Испытуемым предлагался список из девятнадцати пар прилагательных, из каждой пары необходимо было выбрать одно, которое, по их мнению, подходит к описанному ими человеку. На данном этапе нами была введена модификация относительно выбора прилагательных. В отличие от оригинального исследования Аша, где необходимо было просто выбрать одно прилагательное из пары, мы просили обозначить степень выраженности того или иного качества. Во избежание усредненных результатов, нами было решено ввести четное число шкал между прилагательными.

После выполнения данной процедуры, участникам предлагалось проранжировать указанные выше прилагательные (умный, искусный, теплый/холодный и проч.) по степени их влияния на сформированное впечатление.

Выборку составили 168 студентов 2 и 3 курсов ВУЗов с гуманитарным и техническим профилем образования (81 и 87 испытуемых в экспериментальных группах по «теплой» и «холодной» переменным соответственно).

Результаты и интерпретация. В исследовании Аша для ряда характеристик был получен максимальный разброс значений в отношении «теплой» и «холодной» черты. Это относилось к таким качествам, как «щедрый», «добродушный», «с чувством юмора», «популярный», «общительный». Данные характеристики чаще приписывались «теплому» персонажу. На основе анализа результатов нашего исследования можно сделать вывод о том, что приписывание качеств не зависит от различий, заданных в инструкции «теплой» и «холодной» переменной. Однако такие качества, как «коммуникабельный», «щедрый», «гуманный» и «альтруистичный», испытуемые легче связывали именно с «теплым» персонажем, а «холодному» чаще приписывали характеристики «скупой», «нелюдимый», «эгоистичный», «бесчеловечный». Разброс в процентных соотношениях, относящихся к выбору положительных или отрицательных характеристик между двумя группами испытуемых незначителен: то есть, нельзя говорить о том, что образ «теплого» персонажа характеризуется как в большей степени положительный по сравнению с «холодным».

Страницы: 1 2


Развитие памяти дошкольника
1. Концепции развития памяти 2. Непроизвольное запоминание – единственная форма работы памяти младших дошкольников 3. Развитие механической памяти у детей среднего дошкольного возраста. ...

Аутизм (от греч. сам)
Термин был введен психиатром и психологом Э.Блейером (1857-1939), (Швейцария) для обозначения крайнихформ нарушений контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. Аутизм по традиции связывают с психическими нарушениями пр ...

Причины возникновения зависимости и способы избавления от нее
Причин для возникновения мобильной аддикции может быть несметное множество, как уже было ранее сказано, это вполне может быть самая обыкновенная неуверенность в себе, которая выливается в желание выделится или преподнести себя, возможно, кого-то смущает каждая минута, проведенная в одиночестве, и он старается ни на минуту не выпускать м ...

Категории