Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
Страница 1

Рассмотрим теперь как проявляются в религиозном мышлении вторичные (высшего порядка) защитные механизмы.

1.

Репрессия (вытеснение).

Определение: З.Фрейд в своей работе “Репрессия” (1915 г., стр. 14) писал “Суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается от него”. Позднее в аналитической теории термин “репрессия” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к травле. Репрессия рассматривалась как средство с помощью которого ребенок справляется с нормальными, с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями.

Таковыми могут оказаться, например, желание уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Ребенок постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Неклиническим примером репрессии может служить то, что З.Фрейд называл частью “психопатологии обыденной жизни” - временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте очевидно содержанием некое бессознательное негативное отношение говорящего и представляемому им человеку. Вытеснение считается отличительной чертой истерической личности.

Вытеснение встречается в магическом и религиозном мышлении в виде суеверий, примет, борьбы с собственными “греховными мыслями”. Известно, что обитатели монастырей избегают контактов и ситуаций, которые могут спровоцировать у них запрещенные мысли и фантазии. Вытесненные желания проявляются у верующих в виде бессознательных тенденций совершить запретное, борьбы с этим. Освобождающим и разряжающим ситуацию может быть исповедь и покаяние где верующий должен обнаружить свое вытеснение и испытать чувство вины соотнося свое желание с жестким Супер-Эго канона.

2.

Регрессия.

Определение: Регрессией называется возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидинальные стадии, объектные отношения, самоотождествления и пр.).

В “Толковании сновидений” [1] Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают прежде всего в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. В 1914 году З.Фрейд провел в понятии регрессия внутренние разграничения и выделил три ее вида:

а) топическая, обусловленную функционированием психического аппарата;

б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

в) формальную, заменяющую обычные формы выражения и образного представления более примитивными.

Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психическом вблизи восприятия.

В своей работе “Современники о войне и смерти” (1915 г.) Фрейд говорит: “ Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле не уничтожима”. Он повторяет эту мысль о возврате к прошлому, к различным областям - психопатологии, сновидении, истории культуры, биологии и пр.” [17, с.419].

В религиозном мышлении регрессия является очень важным механизмом. В момент, когда реальность угрожает нашей психической и физической целостности мы обращаемся к некой устойчивой форме мыслей или чувств детского возраста. Веря в Бога-отца мы автоматически становимся его детьми, тем самым регрессируя в состояние ребенка. “Будьте, как дети”, говорит Христос в одной из своих проповедей. Вообще, для религиозного переживания регрессия важна, ибо он снимает механизмы Эго-контроля и опытные проповедники знают каким образом добиться этого регресса.

Регрессия используется в гипнотическом внушении; регрессируя человек постепенно утрачивает способность к критическому анализу происходящего, тем самым облегчая проникновение в сознание установок и команд.

В переживаниях мистического транса или экстаза человек может полностью регрессировать в свое детское поведение, вести себя как ребенок и долго оставаться в таком состоянии.

Регрессия происходит в момент молитвы, когда человек умоляет и просит у божества, как у верховного родителя о милости, благах, прощении и т.д.

3. Интеллектуализация (рационализация и морализация).

Определение: Интеллектуализация это процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Одна из наиболее ясных трактовок принадлежит Анне Фрейд: она трактовала интеллектуализацию у подростка, как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормативный процесс, в ходе которого Эго стремится “овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими .”; по Анне Фрейд, интеллектуализация - это ” .одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Эго” [19, с.120].

Интеллектуализация встречается в основном в различного рода проповедях, учениях, сектантских направлениях, где люди именующие себя учителями интеллектуализируют свои реальные мотивы или стараются скрыть свои эмоции, выглядеть бесстрастным. Подобная изоляция чувств создает впечатление контроля за чувствами, что автоматически увеличивает значимость такого гуру, переводит его в позицию бога-отца. С интеллектуализацией сходны по своему принципу действия защиты рационализация и морализация.

Страницы: 1 2 3


Уровень агрессивности, предрасположенность к конфликтному поведению.
Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействия личности, её потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессив ...

Функции игры в жизни человека
1. Компенсаторная функция Исторически, логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии. "Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры. В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии - высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить ...

Мое мнение
В одной и той же среде разные люди ведут себя по-разному. Трудные ситуации не являются чем-то необычным в жизни и деятельности человека на разных стадиях его развития и не всегда имеют отрицательный характер. Часто они благоприятствуют развитию. Это происходит тогда, когда под воздействием трудной ситуации в деятельности происходят изме ...

Категории