Вторичные (высшего порядка) защитные механизмыСтраница 3
8. Сублимация.
Определение: Процесс, которым З.Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации З.Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
З.Фрейд рассматривает механизм сублимации в своей работе “Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве” [7, c.176], в которой рассматривает сублимацию сексуальных импульсов художника и отражение их в его творчестве.
В религиозном аспекте сублимация выражается в трансформации сексуальных импульсов, влечении в активность, связанную с отправлением культа и иного религиозного поведения. Экстатические видения святых связанные с запрещением обычного полового акта. При этом их Эго становится сильным и способным к созданию целостности столь характерного для Эго.
В учении Йоги термин сублимация используется как перевод сексуальной энергии в высшие планы сознания, вследствии этого субъект обретает сверхспособности. Тем самым за несколько тысячелетий йогам был известен механизм накопления внутренней силы через ограничения сексуальной активности. Теория сублимации остается не разработанной в психоанализе и возможно в будущем эта область будет лучше исследована.
Таковы основные первичные и вторичные защиты проявляющиеся в магическом и религиозном мышлении, и описали области где они встречаются. Безусловно это далеко не полный список и в будущем он будет расширен и дополнен.
Таким образом заметно, что первичные защиты преобладают в основном на стадиях магического мышления и являются ведущими, тогда как в религиозном мировосприятии уже формируются более зрелые защитные организации. Этого не означает, что на религиозной фазе первичные защиты исчезают; они продолжают существовать, но вместе с ними работают и вторичные защиты.
Совершенно очевидно, что выбор человеком религиозного мировоззрения может быть как раз и обусловлен недостаточностью его собственных Эго-защит, и он дополняет их в соответствии с уровнем своего психического и интеллектуального развития. Чем сложней уровень его психической организации, тем к более тонким и сложным религиозным механизмам защиты будет тяготеть человек.
Возможно, что сходство собственных Эго-защит с защитами магических и религиозных систем, также определяет выбор человеком той или иной религии.
Понятие "имидж"
Слово "имидж" происходит от английского "image", которое, в свою очередь, происходит от латинского "imago". В английском языке слово "image" имеет не одно, а, как минимум, пять значений (образ, статуя (идол), подобие, метафора, икона); при этом чаще в английской речи слово "image" употре ...
Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей". Барьер ...
Психологическая коррекция
Другое направление практико-ориентированной психологии - психологическая коррекция. Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира ...