Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
Страница 3

8. Сублимация.

Определение: Процесс, которым З.Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации З.Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

З.Фрейд рассматривает механизм сублимации в своей работе “Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве” [7, c.176], в которой рассматривает сублимацию сексуальных импульсов художника и отражение их в его творчестве.

В религиозном аспекте сублимация выражается в трансформации сексуальных импульсов, влечении в активность, связанную с отправлением культа и иного религиозного поведения. Экстатические видения святых связанные с запрещением обычного полового акта. При этом их Эго становится сильным и способным к созданию целостности столь характерного для Эго.

В учении Йоги термин сублимация используется как перевод сексуальной энергии в высшие планы сознания, вследствии этого субъект обретает сверхспособности. Тем самым за несколько тысячелетий йогам был известен механизм накопления внутренней силы через ограничения сексуальной активности. Теория сублимации остается не разработанной в психоанализе и возможно в будущем эта область будет лучше исследована.

Таковы основные первичные и вторичные защиты проявляющиеся в магическом и религиозном мышлении, и описали области где они встречаются. Безусловно это далеко не полный список и в будущем он будет расширен и дополнен.

Таким образом заметно, что первичные защиты преобладают в основном на стадиях магического мышления и являются ведущими, тогда как в религиозном мировосприятии уже формируются более зрелые защитные организации. Этого не означает, что на религиозной фазе первичные защиты исчезают; они продолжают существовать, но вместе с ними работают и вторичные защиты.

Совершенно очевидно, что выбор человеком религиозного мировоззрения может быть как раз и обусловлен недостаточностью его собственных Эго-защит, и он дополняет их в соответствии с уровнем своего психического и интеллектуального развития. Чем сложней уровень его психической организации, тем к более тонким и сложным религиозным механизмам защиты будет тяготеть человек.

Возможно, что сходство собственных Эго-защит с защитами магических и религиозных систем, также определяет выбор человеком той или иной религии.

Страницы: 1 2 3 


Задача 5
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие – особенностям памяти компьютера. А) Весь объем материала никогда не запоминается целиком (человек); Б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли ка ...

Проба Кулюткина
Задание 1 1 2 3 а) ВАВА а) АВВА а) АВАВ б) 2121 б) 1221 б) 1212 в) РЕРЕ в) ЕРЕР в) ЕРРЕ г) 8558 г) 5885 г) 5858 Задание 2 1 2 3 а) ВААВ а) ВВАА а) ААВВ б) 2112 б) 2112 б) 1122 в) ...

Социально-психологические подходы к старению и старости
Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следующему выводу: биологи обеспечивают определение старения (старости) чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и би ...

Категории