Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
Страница 2

4. Рационализация.

Определение: Процесс посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

Любая проповедь включает в себя элементы рационализации часто очень логической построенной на сомнительных посылках и спорных фактах. Особенно сильна рационализация если религиозная доктрина является единственной опорой в жизни человека и величина в общую систему защит. То есть в этих случаях Супер-Эго усиливает защиты Эго.

Рационализация перекладывает то, что человек хочет. На язык разума.

5. Морализация.

Определение: Процесс, который направляет желания в область оправданий или моральных обязательств. Там, где рационализатор говорит “спасибо за науку”, морализатор будет настаивать на том, что “жизненные трудности” формируют характер. Пример из истории - Испанская инквизиция, религиозное движение известное своей морализацией агрессии, жадности и жажды всемогущества. На менее серьезном уровне проповедник может оправдать свою деятельность, нуждами страны, необходимостью спасать людей, увеличивать морально нравственное здоровье в обществе и т.д.

6. Аннулирование.

Определение: бессознательная попытка субъекта уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.

Аннулирование может рассматриваться в качестве естественного приемника всемогущественного контроля. Магическое качество данной защиты выдает ее архаические источники, даже учитывая то обстоятельство, что человека, использующего защитное аннулирование, можно побудить, взывая к его наблюдающему Эго, увидеть смысл того, что выражено в суеверном поведении. Многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования. Попытки искупления грехов, даже совершенных только в мыслях, можно считать универсальным человеческим импульсом. С возрастом, когда дети становятся способными осознать факт смерти, можно наблюдать целый ряд магических ритуалов, которые несут в себе компонент аннулирования. Детская игра - перешагивание через трещины на тротуаре, чтобы с мамой, идущей сзади, ничего не случилось, - психоаналитически объяснима как аннулирование бессознательного желания смерти матери, которое создает больше страхов, чем до того, как понятие смерти приобрело более зрелое содержание фантазии всемогущества отражаются в скрытом убеждении, проявляющемся в поведении, что враждебные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку [25, с.169]. Система народных примет, календаря, а также распространенных суеверий имеет в своей основе аннулирование, как защитный механизм.

Модное понятие “работа с кармой” у современных оккультистов как система действий, направленных на недопущение нежелательных событий тоже включает в себя аннулирование.

7. Идентификация.

Определение: стремление субъекта походить на значимый для себя объект.

З.Фрейд [9] в 1920 году в работе “По ту сторону принципа удовольствия” предложил различать защитную и незащитную идентификацию - “анаклитическую” идентификацию(от греческого слова, означающего “полагаться на”) - и “идентификацию с агрессором”. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”). Второй тип З.Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри, а не вне меня. Происхождение идентификации, как зрелой защиты относится З.Фрейдом к эдипальной ситуации.

В религиозной практике механизм идентификации широко распространен. Начиная с отождествления себя тотемным животным в ранних формах религии и кончая идентификации себя с богом. Например, Я - это Кришна, Я - это Будда в восточных доктринах. Анаклитическая идентификация с духовным учителем жрецом необходимое условие обучения неофита и защита против психических нагрузок, возникающих в ходе освоения учения.

Примером “идентификаций с агрессором” может служить деятельность сатанинских сект и организаций профашистского толка. В них идентифицируясь с разрушительным, негативным, отрицательным образом человек перенимает их силу и сам защищает себя от этих чувств со стороны окружающих.

Идентификация с определенной религиозной группой придает верующему убежденность и уверенность в собственной правоте, в “объективности” существующего учения. Через это человек решает вопрос собственной социальной идентичности. Например, на вопрос кто ты? Он отвечает я - христианин, я - священник, я - буддист (а не я человек или не Иван Иванович).

Религиозная идентификация позволяет верующему рассчитывать на те блага, которые гарантирует та или иная конфессия. Сами по себе эти блага могут служить защитами против различных страхов и тревог.

Страницы: 1 2 3


Причины психических заболеваний
ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, или расстройства психической деятельности человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями работы головного мозга. Но не всякое нарушение приводит к психическим эаболеваниям. Известно, например, что при некоторых нервных заболеваниях, несмотря на то, что повреждающий процесс локализуется в голо ...

Развитие самосознания в ранней юности
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное ...

Задача 12
Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению. Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, образование квазипотребн ...

Категории