Практические основы организации обучения как
процесса управленияСтраница 2
Ориентировочная основа второго типа уже содержит все указания на то, как правильно выполнять действие с новым материалом. Обучение по этому типу идет значительно быстрее и почти без ошибок.
Ориентировка третьего типа связана с планомерным обучением анализу новых заданий, который позволяет выделить условия их правильного выполнения. При обучении с ориентировкой по третьему типу ошибки весьма незначительны, сформированные действия обнаруживают почти неограниченную возможность их переноса в новые условия[46].
Тип ориентировки в задании складывается, когда ученик еще не приступает к выполнению задачи. Это система указаний на то, как выполнить новое действие. Теперь ученик приступает к его выполнению. На следующем этапе - этапе материализованного действия - действие ведется либо на предметах, либо на их изображениях (схемы, чертежи, макеты, модели и т.д.), производится их предметное сопоставление, измерение, перемещение, изменение. Дальше наступает этап выполнения этих же действий посредством громкой речи без опоры на предметы. Речевое действие строится как отражение материального действия. Необходимости манипулировать с предметами или их изображениями уже нет[47].
Следующий этап - перенесение громкоречевого действия во внутренний план - это та же внешняя речь, но "про себя" (проговаривание про себя). И, наконец, последний этап - действие во внутренней речи, речи "для себя". Это связано с быстрым сокращением "речевой оболочки" действия (речь "для себя", как известно, очень сокращена). Такова общая схема формирования умственных действий, по мнению авторов указанной теории. Например, ребенок сначала производит фактическое сложение предметов, затем производит это же сложение, говоря вслух (но фактического сложения уже не производит), и, наконец, научается складывать "в уме".
Авторы теории поэтапного формирования умственных действий считают, что поскольку этот процесс полностью детерминирован (системой условий и приемов, с помощью которых он формируется), то это означает возможность овладения, управления им. Многочисленные конкретные исследования (проведенные, в частности, под руководством П.Я. Гальперина), показали, что организованное по указанному принципу формирование мыслительных действий позволяет эффективно управлять процессом обучения[48]. Данная концепция не признается безоговорочно всеми психологами. Указывается, например, что неправомерно обособлять внутреннюю речь от первых двух этапов: внутренняя речь, как форма внутреннего развития мысли, важна на всех этапах познавательного процесса и является речевым средством выражения действий. Сами же умственные действия многообразны по своей психологической структуре, и едва ли имеются основания сводить их к указанной трехчленной схеме.
Отмечается также, что далеко не всегда обязательно и рационально при обучении проходить последовательно все указанные этапы. Кажется недостаточно обоснованным стремление так резко дифференцировать и обособлять один этап от другого, тогда как резких границ между ними нет. Кроме того, эта концепция еще не разработана с достаточной полнотой для всего процесса обучения, особенно для творческой его стороны. Тем не менее она, безусловно, представляет большой интерес, да и практические результаты обучения по этой методике весьма эффективны[49].
Родители.
Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Д ...
Динамика человеческого поведения
Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.
Как каким образом мы воспринимаем окружающий мир, что происходит на этапе между формированием об ...
Особенности тревожности у младших школьников
Младшие школьники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополуч ...