Психология » Обучение как процесс управления - теоретические положения и практика реализации » Практические основы организации обучения как процесса управления

Практические основы организации обучения как процесса управления
Страница 4

Возможно ли знать в каждом отдельном случае причину ошибки, если обратная информация столь неудовлетворительна? И еще одно обстоятельство: как заставить всех учеников активно слушать, воспринимать? Как быть убежденным, что работают все и все время? Мы уже знаем, как ученики иногда могут симулировать внимание[51]. Все эти отрицательные стороны обычного, традиционного обучения устраняются при программированном обучении, которое обеспечивает постоянный контроль и управление учебным процессом[52].

Иногда считают, что программированное обучение - это обучение с помощью различных обучающих машин, обучающих устройств. Это неверно. Не в этом суть программированного обучения, которое может быть как машинным (с применением технических средств), так и безмашинным. Программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не может сделать следующего "шага" в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на небольшие порции (которые называются "шагами", "кадрами", "дозами"), располагающиеся в строгой логической последовательности.

Такое построение учебного материала называется "программой". Указанные "порции" последовательно предъявляются ученикам и могут адресоваться как зрительному анализатору (в виде текста, чертежей, схем, рисунков), так и слуховому (записи на магнитофонной ленте при обучении иностранному языку) или тому и другому одновременно[53].

Прежде чем получить следующую "порцию" знаний, ученик должен определенным образом доказать, что он усвоил предыдущее, т.е. должен правильно выполнить некоторое действие (дать правильный ответ на вопрос, решить задачу). Таким образом, ученик все время дает информацию о том, как он усваивает материал. Как говорится, "канал обратной связи" действует непрерывно. В зависимости от действия ученика (дает ли он правильный ответ или допускает ошибку и какую именно) определяется дальнейший ход обучения: ученику предоставляется возможность перейти к следующей порции, либо предъявляется предыдущий "кадр" для повторного усвоения, либо ему предлагают повторить старый материал (предъявляя соответствующий "кадр"). Эти операции может производить обучающая машина, либо такой ход обучения определяется расположением материала в программированном учебнике. Принципиальной разницы здесь нет, поэтому программированный учебник часто называют "бумажной обучающей машиной"[54]. Обратная связь в системе "учитель - ученик" обеспечивает непрерывный контроль за работой каждого учащегося, что и делает учебный процесс полностью управляемым.

Таким образом, ясно, что программированное обучение действительно обеспечивает контроль за каждым шагом познавательной деятельности и тем самым дает возможность полностью управлять процессом учения. Обратная связь действует все время и позволяет регулировать процесс в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения. Обеспечивается активность каждого ученика, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это невозможно. И, наконец, каждый ученик обучается в оптимальном для него темпе, ритме и стиле. В настоящее время советские психологи (прежде всего Л.Н. Ланда и его сотрудники) ведут исследования в области программированного обучения в нескольких основных направлениях. Изучаются психологические принципы программирования, психологические основы создания программированных учебников и эффективных обучающих программ. Значение этой работы особенно велико, поскольку свое начало программированное обучение получило в буржуазных странах и там строится на психологических принципах, не соответствующих советской науке и советской школе (многие буржуазные психологи, например, считают, что процесс научения осуществляется путем проб и ошибок) [55]. Ведется психологический анализ работы учащихся с различными типами программированных материалов и обучающих машин. Только на основе такого изучения могут быть созданы научно обоснованные программированные учебники, обучающие машины и разработана методика работы с ними. Исследователи пришли к выводу, что программировать можно и должно не только содержание знаний, но и пути овладения ими, т.е. умственную деятельность учащихся. В частности, изучается, возможно ли программировать процесс формирования обобщенных умений, эвристических мыслительных процессов, творческого мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Восприятие
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Образы восприятия построены на ...

Нарушение сознания. Виды
Сознание — еще одна интегративная сфера психической деятельности, которая, наряду с волевой и интеллектуальной, выходит за рамки отдельного познавательное процесса. По определению, сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям. Считается, что сознание обладает такими характеристика ...

Концепция теории отношений В.Н. Мясищева. Отношения и личность
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровн ...

Категории