Психология » Обучение как процесс управления - теоретические положения и практика реализации » Практические основы организации обучения как процесса управления

Практические основы организации обучения как процесса управления
Страница 3

Вот, например, как было организовано усвоение учащимися начальных геометрических понятий (опыты проведены под руководством Н.Ф. Талызиной). Испытуемые сначала работали с материализованными признаками понятий и правилами действий с ними, т.е. конкретными фигурами и карточками, на которых в определенном порядке были выписаны признаки понятия, затем те же действия проводились только в речевой форме, проговаривались вслух, и, наконец, действие производилось в уме. По мнению исследователей, понятия образовались у всех почти безошибочно. При этом на всех этапах контролировался ход выполнения действия (на последнем этапе он переходил в самоконтроль), следовательно, осуществлялось и планомерное управление формированием умственных действий, а через них и формирование знаний как их продуктов.

Поиски других возможностей управления процессом обучения связаны с разработкой психологических основ программированного обучения (Л.Н. Ланда и другие). Что такое, с психологической точки зрения, программированное обучение и чем оно отличается от обычного? Чтобы понять это, надо представить себе схематически учебный процесс со стороны его участников: того, кто обучает, передает знания, и того, кто обучается, усваивает информацию. Учитель и ученик - это, как говорят, - два звена учебного процесса (звено - субъект обучения и звено - объект обучения). Они же - звенья системы управления в учебном процессе. Между ними, говоря языком кибернетики, действуют каналы прямой и обратной связи, по которым учитель и ученик обмениваются информацией. Учитель объясняет, доказывает, аргументирует, чертит, рисует, демонстрирует опыт, ученик смотрит, слушает, старается понять, усвоить, запомнить, размышляет, обобщает. Это означает, что по "каналу прямой связи" информация передается от субъекта к объекту, от учителя к ученику. Но этого недостаточно. Чтобы обучение было полноценным, необходимо действие и "канала обратной связи". Учитель не может обучать вслепую, не получая информации о том, как обучается ученик. Поэтому процесс обучения предполагает и работу "канала обратной связи": ученик отвечает урок, воспроизводит материал, решает задачу, учитель слушает, смотрит, оценивает. Только на основе этой "обратной информации" учитель может судить о том, успешно ли проходит обучение определенного, данного ученика, и в зависимости от этого вносить коррективы в процесс обучения, планировать дальнейший ход учебного процесса[50].

Но у учителя не один ученик, как это бывает у репетитора, а 35-40. Он не имеет возможности получать непрерывный поток обратной информации от каждого ученика, не может опрашивать каждого ученика после каждого "шага" в обучении (а надо бы!). Говоря тем же языком кибернетики, "канал обратной связи" действует периодически, информация по нему поступает бедная и с большими перерывами. Это приводит к тому, что у учителя нет точного знания индивидуальных особенностей усвоения. Например, ученик сделал ошибку. Но какова конкретная причина ее? Обычно это остается неизвестным. Психолог С.Ф. Жуйков установил интересный факт. В диктанте ученик написал: "Пастушок играет на свиреле". Психологический анализ показал: чтобы написать правильно окончание слова свирель, должны "сработать" (предположим, что навыки еще не сложились) 11 различных ассоциаций. Нарушение любой из них может привести к ошибке. Иначе говоря, может быть 11 различных причин одной и той же ошибки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Функции внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избират ...

Этика делового общения
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Этику делового общения следует учитывать в различных е ...

Выводы
На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. В целом группа обладает низкой тревожностью, больший процент школьников относится именно к этой категории. Если рассматривать тревожность по отдельным факторам, то наибольший уровень имеет страх ситуации проверки знаний, и низкая физиологическая сопротив ...

Категории