Психология » Различные пути преодоления заниженной самооценки » Разнообразие взглядов на самооценку.

Разнообразие взглядов на самооценку.
Страница 1

Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.

Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно: http://macrevvals.ru замена и ремонт шлейфа матрицы в macbook.

· ее составных элементов;

· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.

Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго.

Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе.

Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях “самоэффективность”, “самоуважение” и “чувство собственного достоинства”. Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:

“Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение . Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем.”

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.

Страницы: 1 2 3


Стили руководства группой
Личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущи ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. Можно предположить, что рост пользователей интернета будет продолжаться. В связи с этим стала актуа ...

Способы психологической защиты
Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамка ...

Категории