Психология » Различные пути преодоления заниженной самооценки » Разнообразие взглядов на самооценку.

Разнообразие взглядов на самооценку.
Страница 2

“Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности”.

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я- концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть.

Гордон Олпорт. Согласно Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума. Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), - образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один - познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума.

Эрик Фромм. Интересный взгляд на природу самооценки имел Эрик Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понятно только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. А для нынешнего века характерна невиданная доселе свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений, чего не было в прошлые столетия. Свобода, в свою очередь, принесла человечеству чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Свои новые проблемы человечество решает по-разному. Один из возможных путей - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм выделяет несколько стратегий, используемых людьми с целью бегства от свободы. Первый из них - авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “Я”. Второй способ бегства - деструктивность. Человек преодолевает чувство неполноценности, унижая и покоряя других. Третий способ - конформизм, т.е. абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. “Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть”. Последние два способа бегства мы рассмотрим ниже более подробно (см. стр. 40). Обобщая, можно сказать, что для Фромма источник проблем - это социальная среда.

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:

· Физиологические потребности.

· Потребности безопасности и защиты.

· Потребности принадлежности и любви.

· Потребности самоуважения.

· Потребности самоактуализации (самосовершенствования).

Маслоу указал, что невозможно подняться на уровень последующей потребности, не удовлетворив предыдущую. Из названных потребностей непосредственно связанны с самооценкой две:

- потребности в принадлежности и любви;

- потребности самоуважения.

Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, социальный статус, оценка и принятие. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми для него людьми.

Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее реагируют на смех и критику, на неуспех, а так же на то, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Часто они не способны налаживать близкие отношения с другими, т.к. стесняются себя и бояться открыться перед другими. Вследствие этого, для них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уход от действительности и одиночество. Так, 2/3 из опрошенных Розенбергом юношей с заниженной самооценкой страдают от одиночества, а из юношей со здоровой самооценкой - лишь 14%. Их больше беспокоит мнение окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверенны, что окружающие о них плохого мнения (1/4 - заниженная самооценка и 1/100 - здоровая).

Страницы: 1 2 3


Умственное недоразвитие при диффузных поражениях мозга
Были выделены два следующих основных типа нарушений памяти при локальном поражении мозга: 1) Модально-неспецифические нарушения памяти - целая группа патологических явлений, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации. Модально-неспецифические нарушения памяти возни ...

Навязчивые воспоминания травматического события
Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был свидетелем убийств, сцен насилия, гибели ...

Владимир Михайлович Бехтерев
Петербургскую школу психиатров с 1894 года возглавил профессор В.М. Бехтерев (1857—1927). Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирурги ...

Категории