Психология » Я–концепция руководителя » Исследование управленческого потенциала

Исследование управленческого потенциала
Страница 1

1.Вектор направленности.

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе, окружающим, к работе. Она проявляется в потребности, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения. Не случайно направленность называется стержнем Я- концепции.

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду:

1) отношение к другим людям как членам коллектива,

2) отношение к труду и его результатам,

3) отношение к себе. В соответствии с этим различают направленность на общение и взаимодействие (О), направленность на дело и его результат (Д), направленность на себя (Я).

Характеристики различных видов направленности:

1. Направленность на общение и взаимодействие (О). Руководитель, который всегда открыт для окружающих и который получает удовольствие и радость от общения и взаимодействия с ними, чаще всего заслуживает положительной оценки. Руководители с таким типом направленности отличаются стремлением сохранить со всеми хорошие дружеские отношения, они сильно переживают при их разрыве и часто способны ради возобновления отношений простить проступки. Они охотно включаются в коллективную деятельность, будучи готовым сотрудничать с другими, чтобы пережить радость от общения. Для них характерно стремление понять другого, сопереживать ему, поставить себя на его место (то, что в психологии называется эмпатией).

Однако перечисленные выше положительные качества иногда могут мало способствовать эффективности совместной деятельности, а то и мешать ей. Руководители с такой направленностью редко берут на себя ответственность за последствия совместных усилий группы, хотя, как правило, всегда соглашаются с её сиюминутными порывами. Пойти наперекор группе им крайне трудно. Вольно или не вольно они стараются подстроиться под мнение большинства, редко бывают авторами оригинальных идей, предложений. Они чувствуют себя на месте на дружеских вечеринках, застольях, «вылазках», юбилеях и часто бесполезны в роли ведущего дискуссию, диспут, собрание, совещание.

2. Направленность на дело и его результат. (Д). Для руководителей с таким вектором направленности сама деятельность (процесс и результат) – смысл всей жизни, источник вдохновения и собственной значимости. Руководитель этого типа ориентирован не только на результат, но и на деловое сотрудничество. Он получает удовольствие не столько от общения сотрудниками и партнерами, сколько от того, что своей активностью и энергией убеждает их в правоте своих предложений и подходов, заставляет их следовать предложенному им курсу. Защищая свое дело, он умеет высказать свои мысли в убедительной и эмоциональной привлекательной для сотрудников форме, особенно когда речь идет о планах на будущее и постановке задач на промежуточном этапе. При этом сотрудники отмечают его умение слушать и слышать собеседников, готовность не только возглавить дело, но и взять ответственность за успех на себя. Для руководителя с таким типом направленности характерны увлеченность в овладении новыми навыками и технологиями, способность в интересах дела признать и отстаивать перспективные мнения и предложения сотрудников. Однако было бы ошибочно считать такую позицию неуязвимой. Её носители, к сожалению, ради успеха или конечного результата мало обращают внимание на моральную сторону дела. Вольно или невольно они дают повод иногда отнести их к тем руководителям, кто ориентируется на сомнительные принципы: «победитель всегда прав», «цель оправдывает средства». И, наконец, они всегда болезненно реагируют на неожиданные помехи или препятствия на пути исполнения задуманного.

3. Направленность на себя (Я). – Эта направленность характеризует руководителя, сосредоточенного только на себе и своих интересах. Он мало считается с окружающими. Для него они в основном лишь «фон», зрители или свидетели. Учёба или работа для него является лишь средством выражения и утверждения собственного Я, привлечения внимания к своей неординарной натуре. Руководители с такой направленностью стремятся навязать своё мнение коллективу, отвергая разумные возражения или требования его членов. Они говорят больше, чем слушают, в дискуссиях склонны к поспешным и невзвешенным заявлениям. Стремятся всегда и везде выделиться, болезненно реагируют на критику и замечания.

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967г.

Страницы: 1 2 3 4


Признаки заниженной самооценки.
Вызывает интерес не только структура самооценки и составные, из которых она строится, но и ее уровень или коэффициент. Психологи сходятся во мнениях, что самооценку можно определять по трем параметрам: * высота; * устойчивость; * адекватность. Существует множество опросников, оценочных шкал и тестов, которые позволяют определить уро ...

Материал для различения вкусовых качеств.
Вкусовые банки. Материал: 8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор. Цель: Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств. Возраст: Около четырёх лет. Как работать с материал ...

Своеобразие ценностно-мотивационной сферы личности девиантных подростков
При наличии сформировавшегося отклоняющегося поведения у подростков часто используются формы работы, направленные на освоение ими в основном операционально-технических аспектов социально желаемого поведения. Такой подход представляется малоэффективным, поскольку часто не предполагает становления глубоких «реальнодействующих» мотивов орг ...

Категории