Экспериментальное исследование по проблеме изучения взаимосвязи между
проявлениями агрессивного поведения и взаимоотношениями в группе сверстников. Обоснование методов и методик исследованияСтраница 2
3. Социометрия
- метод, разработанный Дж. Морено. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в коллективе в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов малой группы.
Данный метод весьма оперативен, с его помощью может быть достаточно быстро выявлена зачастую скрытая от непосредственного наблюдения система межличностных отношений в коллективе, для обнаружения которой путем наблюдения потребовалось бы более длительное время. С помощью социометрии можно оценить взаимные симпатии и антипатии, совместимость людей.
Общая схема действий при социометрической процедуре состоит в следующем. Членам группы предлагается ответить на социометрические вопросы-критерии, касающиеся желания взаимодействовать с другими членами группы в определенных условиях (продолжить дальнейшую работу в одном коллективе, выполнять совместно производственные и другие задачи, находиться в одной группе, смене и т. п.). Вопросы предъявляются в письменном виде на классной доске или на отдельных листах-анкетах. Опрашиваемые оценивают каждого члена группы (включая отсутствующих) по степени их приемлемости в совместной деятельности, во взаимоотношениях.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма.
Таким образом
, для подтверждения гипотезы исследования в нашей работе мы использовали методики на определение социометрического статуса испытуемых в группе сверстников, а также методики на оценку агрессивности в поведении.
Шкала продажи.
Соединяя все перечисленные элементы можно представить «шкалу продажи», которую некоторые ученые предлагают в качестве общего подхода для изучения взаимодействия в диаде «покупатель – продавец». Эта шкала включает в себя:
1. прием клиента и установление контакта;
2. выявление потребности и выслушивание;
3. аргументация и представление ...
Обучение запоминанию с
использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.
Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить ...
Методика исследования словесно-логического мышления, по Э.Ф. Замбацявичене
Э.Ф. Замбацявичене (1984) разработала словесные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром в первых четырех субтестах его тестовой батареи), пригодные для обследования младших школьников. Предлагаемая ею методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждом, Э. Ф. Замбацявичене не только полностью приводит словесные задания, способ ...
