Психология » Возрастная психология » Развитие самосознания в младшем школьном возрасте. Возникновение осн.новообразований

Развитие самосознания в младшем школьном возрасте. Возникновение осн.новообразований

новообразование – рефлексия(анализ собств.действий со стороны).

Особенности:

1. объект рефлексии – уч.деят-ть

2. эгоцентризм (успехи ребенок приписывает себе, а неудачи – обстоятельствам)

3. поверхностный хар-р рефлексии

4. переоценка обстоятельств

самооценка – формир.эмоц.составляющая (представление о себе, своих качествах). Самооценка становится более адекватной.

Уровни сформированности когнитивной сост.самооценки:

1. реалистичная – реб.ориент на знания своих особ

2. непоследовательная – ориент на мнение окруж

3. неадекватная – недоразвитие когнитив.составл., пребол эмоц.компонента

Чем выше у реб.самооценка, тем больше ожидания у него по рез-там уч.деят-ти.

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнеми-ческую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой.

Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Если для дошкольников .было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Происходит развитие новой формы обобщения, основанного на существенных признаках предметов и явлений - теоретического мышления.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е., по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.


Общие сведения об ученике
С данным учебным коллективом обучается полтора года, то есть полные 10 и первая половина 11 класса. Общее физическое развитие выше среднего – здоров, вынослив, нормативы уроков физкультуры выполняет, особых спортивных достижений не имеет. Личное отношение к спорту положительное, что также подтверждается результатами «Исследования субъек ...

Обучение как психолого-педагогический процесс
Обучение - это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. При этом за обучающим стоит функция организации, стимуляции и помощи обучаемому[14]. Характерной чертой традиционной модели школьного обучения является ориентация обучения на запоминание информации. Приобретение системы знаний - это цель активности школьника, будущ ...

Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста
Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценки как регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников. «В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления . Вместе с тем ...

Категории