Результаты количественного анализа выраженности эмоционального выгорания и
эмоционального интеллекта у сельских и городских учителейСтраница 1
При анализе средних значений показателей эмоционального выгорания (показатели – с 1 по 16) (см. табл. 3, рис. 1) видно, что для учителей сельской местности характерны более высокие показатели, нежели для городских. Это может свидетельствовать о большей выраженности данного синдрома. Нужно отметить, что сельские педагоги отличаются от городских большей выраженностью, значений показателей по всем трем фазам эмоционального выгорания.
По средним значениям можно видеть, что для обеих выборок (как для сельской, так и для городской) наиболее характерна вторая фаза эмоционального выгорания – резистенции, то есть сопротивления нарастающему стрессу (пок. 10), однако у сельских учителей его значение существенно выше (61.98 к 48.28, р = 0,001).
Необходимо также отметить, что суммарный показатель (16) у педагогов сельской местности выше, чем у городских (158,42 к 121,88, р = 0,001). Это может свидетельствовать о том, что у сельских педагогов эмоциональное выгорание более выражено.
Таблица 3 Средние значения исследуемых показателей
№ показателя |
Сельские педагоги |
Городские педагоги |
T-критерий Стьюдента |
Средние значения показателей | |||
1 |
16,34 |
13,48 |
1,726 |
2 |
9,64 |
8,30 |
1,088 |
3 |
9,80 |
8,18 |
1,094 |
4 |
11,96 |
8,50 |
2,245 * |
5 |
47,72 |
38,28 |
2,260 |
6 |
15,80 |
16,02 |
-0,172 |
7 |
11,76 |
8,08 |
2,947 ** |
8 |
17,26 |
10,68 |
3,552 *** |
9 |
17,72 |
13,96 |
2,249 * |
10 |
61,98 |
48,28 |
3,767 *** |
11 |
12,06 |
7,62 |
2,972 ** |
12 |
9,30 |
8,98 |
0,232 |
13 |
11,68 |
8,18 |
2,235 * |
14 |
15,82 |
10,48 |
3,175 ** |
15 |
48,92 |
35,06 |
3,087 ** |
16 |
158,42 |
121,88 |
3,498 *** |
17 |
8,60 |
9,70 |
-1,138 |
18 |
-2,20 |
0,96 |
-2,276 * |
19 |
7,04 |
8,56 |
-1,318 |
20 |
9,56 |
9,72 |
-0,170 |
21 |
7,46 |
8,82 |
-1,347 |
Примечание: Название показателей – в таблице 1
Критерии значения Т: 1.981 (р = 0.05 *); 2.627 (р = 0.01 **);
3.393 (р = 0.001 ***).
Статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента позволило выявить достоверное различие между исследуемыми показателями учителей городских и сельских школ по показателю 8 (расширение сферы экономии эмоций) (при р = 0,001).
Поскольку показатель 8 говорит о том, что ухудшения начинают затрагивать круг неформального общения, можно утверждать, что у учителей сельской местности проявляются все признаки "передозировки общения" с семьей, друзьями, родственниками учащихся.
Общая характеристика восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отн ...
Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м ...
Происхождение религиозного мировоззрения в работах З.Фрейда
Как уже отмечалось работы З.Фрейда имеют первостепенное значение с точки зрения понимания возникновения религии. В данной главе мы попробуем сделать обзор и систематизировать встречающиеся в разных работах мысли З.Фрейда о происхождении и развитии религии.
Само слово религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа, ...