Результаты количественного анализа выраженности эмоционального выгорания и
эмоционального интеллекта у сельских и городских учителейСтраница 1
При анализе средних значений показателей эмоционального выгорания (показатели – с 1 по 16) (см. табл. 3, рис. 1) видно, что для учителей сельской местности характерны более высокие показатели, нежели для городских. Это может свидетельствовать о большей выраженности данного синдрома. Нужно отметить, что сельские педагоги отличаются от городских большей выраженностью, значений показателей по всем трем фазам эмоционального выгорания.
По средним значениям можно видеть, что для обеих выборок (как для сельской, так и для городской) наиболее характерна вторая фаза эмоционального выгорания – резистенции, то есть сопротивления нарастающему стрессу (пок. 10), однако у сельских учителей его значение существенно выше (61.98 к 48.28, р = 0,001).
Необходимо также отметить, что суммарный показатель (16) у педагогов сельской местности выше, чем у городских (158,42 к 121,88, р = 0,001). Это может свидетельствовать о том, что у сельских педагогов эмоциональное выгорание более выражено.
Таблица 3 Средние значения исследуемых показателей
№ показателя |
Сельские педагоги |
Городские педагоги |
T-критерий Стьюдента |
Средние значения показателей | |||
1 |
16,34 |
13,48 |
1,726 |
2 |
9,64 |
8,30 |
1,088 |
3 |
9,80 |
8,18 |
1,094 |
4 |
11,96 |
8,50 |
2,245 * |
5 |
47,72 |
38,28 |
2,260 |
6 |
15,80 |
16,02 |
-0,172 |
7 |
11,76 |
8,08 |
2,947 ** |
8 |
17,26 |
10,68 |
3,552 *** |
9 |
17,72 |
13,96 |
2,249 * |
10 |
61,98 |
48,28 |
3,767 *** |
11 |
12,06 |
7,62 |
2,972 ** |
12 |
9,30 |
8,98 |
0,232 |
13 |
11,68 |
8,18 |
2,235 * |
14 |
15,82 |
10,48 |
3,175 ** |
15 |
48,92 |
35,06 |
3,087 ** |
16 |
158,42 |
121,88 |
3,498 *** |
17 |
8,60 |
9,70 |
-1,138 |
18 |
-2,20 |
0,96 |
-2,276 * |
19 |
7,04 |
8,56 |
-1,318 |
20 |
9,56 |
9,72 |
-0,170 |
21 |
7,46 |
8,82 |
-1,347 |
Примечание: Название показателей – в таблице 1
Критерии значения Т: 1.981 (р = 0.05 *); 2.627 (р = 0.01 **);
3.393 (р = 0.001 ***).
Статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента позволило выявить достоверное различие между исследуемыми показателями учителей городских и сельских школ по показателю 8 (расширение сферы экономии эмоций) (при р = 0,001).
Поскольку показатель 8 говорит о том, что ухудшения начинают затрагивать круг неформального общения, можно утверждать, что у учителей сельской местности проявляются все признаки "передозировки общения" с семьей, друзьями, родственниками учащихся.
Наводнения техника
Один из методов когнитивной психотерапии, включающий в себя сильный поведенческий компонент типа "клин-клипом". Пациент погружается в реальную вызывающую страх ситуацию на достаточно длительное - не менее часа - время. Предполагается, что это стимулирует креативность и вытесняет избегающее страховых ситуаций поведение. В начал ...
Экстази
В 1987 г. на одной из дискотек в Испании был «открыт» эффект от сочетания таблетки «экстази» (метилендиоксиметиламфетамин) с музыкой. Возникают необыкновенная легкость, прилив энергии, можно веселиться и танцевать без устали много часов подряд. От слияния музыки и «экстази» родилась целая рейв-культура. Как считают специалисты, звуки оп ...
Методики исследования
В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного возраста.
1. Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню ...