Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий.

Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий.
Страница 2

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатов, текущая коррекция действий и оценка итогового результата. [20]

Для каждого этапа сложного волевого действия характерно специфическое волевое состояние, проявление соответствующих волевых качеств личности.

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого действия.

1. осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов (стадия предрешения);

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений – борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов – противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратиться в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять особенно ответственное решение. [20]

Желания различаются по их уровню, то есть по степени социальной значимости и эмоциональной силе. Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями в преодолении эмоций ради достижения цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Многие люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированными. [34]

2. Принятие решения. Из ряда возможных целей индивид выбирает ту, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Различаются пять типов принятия решений:

1) импульсивные – процессы построения гипотез резко преобладают над процессами контроля;

2) решение с риском;

3) уравновешенные;

4) осторожные;

5) инертные – контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.[35]

3. Цель действия, то есть психическая модель его будущего результата в дальнейшем и выступает системообразующим фактором всех средств их достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.[34]

4. Осознание задач деятельности и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются пути и средства достижения цели. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями – осознание задач деятельности.

5. Формирование программы – ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действий для человека – знания, система представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает. Формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.[35]

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом – индивидуализированной системой операций, обобщенных действий. В зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей, каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

Страницы: 1 2 3


Изменение поведения
Кроме физических и психологических проблем, которые создает стресс, мужчина должен знать и об изменениях поведения и психики, вызванных эмоциональными перегрузками. Грубость мужчин в общении со своими близкими. Проще говоря, мужчина начинает "срывать зло" на своих домашних. Замкнутость. Мужчины в состоянии стресса становятся ...

Из истории учений о темпераменте
Основателем учения о типах темперамента считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Гиппократ утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, – которые входят в его состав. Каждая жидкость имеет особы свойства и особое назначение. Свойство крови – ...

Классификация психотипов личностей в рабочей группе
Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей. Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основе физической конституции, особенностей нервной системы(Кречмер, Шелдон, ...

Категории